Русский язык 7 класс «Деепричастие как часть речи» Презентацию подготовила учитель русского языка МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа» Самохина Марина Гавриловна
Тема урока «Деепричастие как часть речи»
Задача учащимся: сегодня на уроке вы должны опознать новую часть речи, выяснить её морфологические признаки и роль в предложении; учиться правильно употреблять эту часть речи в предложении
Исследование текста Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Исследование текста Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Деепричастие – самостоятельная часть речи Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Бывают совершенного и несовершенного вида, не изменяется В предложении является обстоятельством
Лингвистический эксперимент Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы. Остап снял шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.
Лингвистический эксперимент Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы. Остап снял шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.
Роль деепричастий в речи Деепричастие дополняет, дорисовывает движение, делает текст гораздо живописнее. Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу ( предмету). !
Употребление деепричастий Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа разливаясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! (Р. Саути «Лодорский водопад» в переводе А Шмульяна ) Лодорский водопад
Домашнее задание 1) п. 26 2) составить текст на тему «Зима в Серпейске» (не менее 7 предложений), включив деепричастия.