«Реализация деятельностного подхода в урочной деятельности младшего школьника»
«Деятельностный подход в обучении младших школьников»
«Великая цель образования – это не знания, а действия!» Герберт Спенсер
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности» - основополагающий тезис ФГОС
Основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества.
Деятельностный подход в обучении предполагает - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; -выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход искать думать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться
Учебный процесс при деятельностном подходе - это 1) взаимодействие 2) процесс решения проблемных задач
При деятельностном подходе формируются компоненты учебной деятельности: - учебно-познавательный интерес; - целеполагание; - учебные действия; - самоконтроль, самооценка
Методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Педагогические действия: создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации: побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог система (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока; в структуру могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приемом прием - «яркое пятно»: сообщение классу материала, захватывающего внимание учеников и связанного с темой урока (сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности); прием - «актуальность»: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Технология проблемно- диалогического обучения является результативной: обеспечивает высокое качество усвоения знаний; обеспечивает эффективное развитие интеллекта и коммуникативной компетенции, развивает способность к самостоятельному творчеству и универсальные учебные действия; здоровьесберегающей: позволяет снижать нервно- психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Проектная деятельность Структура учебной деятельности Деятельность участников проектного обучения 1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности 2. Учебные действия по достижению цели Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций 3. Учебный контрольКонтроль, коррекция 4. Оценка деятельности, рефлексия Оценка деятельности, рефлексия
Этапы выполнения проекта исследовательский (подготовительный): -вербальные методы; -метод демонстрации; -метод информационной поддержки; -метод «мозговая атака» технологический: -метод упражнений заключительный: -метод анализа; -конкурс проектов
исследователь
Деятельностный подход Компетентностный подход
Не для школы, для жизни учимся. Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется. Макс Теодор фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии
Зайцева Наталья Николаевна Педстаж – 8 лет Качество обучения - 71%
Кондакова Галина Андреевна Педстаж – 33 года Качество обучения - 76%
Кувшинова Оксана Вячеславовна Педстаж – 13 лет Качество обучения - 66%
Шейкина Елена Александровна Педстаж – 28 года Качество обучения - 78%