Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония» Квалификационная работа по методике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Advertisements

Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна,
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
ВЫПОЛНИЛА: Приданова Е.П. учитель начальных классов ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» Формирование у уч-ся начальных классов орфографической.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
ПРОЕКТ учителя начальных классов МОУСОШ 96 г.Краснодара Комаровой А.В.
Система упражнений по русскому языку «Работа над ошибками».
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» Тегульдетский район Образовательный проект «Орфография на пять» Малёнкина Лариса Владимировна Малёнкина.
Автор проекта: Корнеева Татьяна Вениаминовна Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Ершова Саратовской области» «Анализ.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Транксрипт:

Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония» Квалификационная работа по методике русского языка. Выполнила студентка v курса – Гринева Е.И.

Актуальность проблемы По мнению Н.Ф.Ивановой, во время обучения в начальных классах у большей части детей орфографическая грамотность не формируется. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования орфографической грамотности и недостаточной работой в этом направлении

Проблема орфографической грамотности остаётся нерешённой в силу разных причин : трудности самой орфографии, невнимания учащихся к слову, к родной речи, падения интереса к чтению, неумения организовать работу по предупреждению орфографических ошибок и др.

Выявить, обосновать и апробировать условия повышения орфографической грамотности младших школьников

Орфографическая грамотность Относительная – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе правилами, включая часть слов с непроверяемыми орфограммами Абсолютная – это умение пользоваться всеми действующими правилами и умение безошибочно писать все без исключения слова

Учебные цели для достижения относительной орфографической грамотности: 1)познакомить учащихся с основными орфографическими правилами, 2)сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий, 3)сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарём, 4)создать необходимые условия обучения школьников орфографии.

Причины орфографических ошибок: I.Организация работы над ошибками (отсутствие систематической работы над ошибками, неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное, недостаток методических приёмов и др.) II. Усвоение учащимися знаний, умений и навыков (неумение применять полученные знания, затруднение в понимании смысла слова, недостаточное развитие орфографической зоркости, небольшой словарный запас, низкая техника чтения и т.д.) III.Усвоение учащимися правил правописания ( заучивание правил без опоры на практику письма, неумение соотносить слова, которые они пишут, с правилом их правописания, непонимание цели действия, указанных в правиле). IV.Индивидуальные психофизиологические особенности учащихся (дефекты речи, свойств нервной системы учащихся, медленного действия и т.д.)

Регулярное проведение грамматико - орфографической работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок, Систематическое осуществление работы над орфографическими ошибками Самоконтроль учащегося ; Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок, организуемая учителем. Формы работы

Работа над ошибками предполагает объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы: организация работы над ошибками в обучающих упражнениях, в контрольных диктантах, в изложениях и сочинениях.

В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Программа 4 класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком в средней школе. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в следующих направлениях: Организация констатирующего этапа эксперимента; Разработка и реализация опытного обучения, направленная на развитие орфографической грамотности школьников; Организация контрольного этапа эксперимента.

В исследовании приняли участие учащиеся КК по программе Т.Г.Рамзаевой

Учащиеся ЭК, которые обучаются по УМК «Гармония»

Работы учащихся КК на констатирующем этапе

Работы учащихся ЭК на констатирующем этапе

констатирующий этап эксперимента результаты диктанта ОрфограммаКол-во ошибок ККЭК 1Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 810 2Правописание безударных гласных в корне слова Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне -- 4Правописание приставок и предлогов57 5Ь и Ъ67 6Правописание слов с непроизносимыми написаниями 57 7Другие ошибки1318 8Общее количество ошибок6076 9Количество ошибок на одного человека 60:16=3,776:20=3,8 Таблица 1

Правило определения уровня эффективности работы над орфографической грамотностью четвероклассников ( методика В.П.Беспалько) Значение коэффициента эффективности Уровни эффективности 0,9

Опытное обучение осуществлялось в ЭК В ходе опытного обучения у учащихся ЭК формировалось умение обнаруживать причину ошибок, затем предполагалось проанализировать, на каком именно этапе решения орфографической задачи была допущена ошибка: нахождение орфограммы; обнаружения морфемы, в которой находится орфограмма; решения орфографической задачи. Детей учили обнаруживать те действия, которые не были совершены при написании текста.

Каждая ошибка свидетельствует о невыполнении определённого действия: Если слово написано неправильно и при этом не поставлено ударение, не указана морфема, значит, ученик не обнаружил орфограмму (способ действия: поставь ударение, пропусти орфограмму, определи морфему, в которой находится орфограмма, вспомни правило, реши орфографическую задачу). Если орфограмма указана, но не указана морфема, ребёнок должен понять, что не выделив морфему, он не сможет определить тип орфограммы (найди морфему и вспомни правило при работе с орфограммой такого типа). Если орфограмма обнаружена, морфема указана, а правильная буква все-таки не написана, значит, ребёнок не вспомнил правило для решения орфографической задачи (определи тип орфограммы, вспомни правило, при этом можно пользоваться справочным материалом)

В ходе опытного обучения учащиеся ЭК учились дифференцировать орфографические умения при осуществлении групповой работы По методике М.С.Соловейчик, ошибки не исправлялись, а только указывалось слово, в котором допущена ошибка. Каждый этап работы над орфограммой ребёнок обозначал соответствующей буквой: Н (найти орфограмму), М (обнаружить морфему), РЗ (решить задачу).

Исходя из характерных для данного учащегося ошибок, предлагалось три типа заданий: Если ошибки были на этапе выделения орфограммы, то ребёнок получал следующие задания: найти орфограммы в готовом тексте; исправить текст с ошибками. Если ученику труднее всего ставить орфографическую задачу, он выполнял упражнение с пропущенной буквой, где нужно определить морфему, решить орфографическую задачу. Если же ученик не освоил способ решения орфографической задачи, он выполнял традиционное упражнение на вставку пропущенных букв.

Работы учащихся КК на контрольном этапе обучения

Работы учащихся ЭК на контрольном этапе

Анализ диктанта показал В среднем на 1 человека в КК – 3,5 ошибки В ЭК на одного человека – 1,8 ошибок Результат улучшился с 3,8 ошибок на одного человека (на начало исследования)

На конец опытного обучения учащиеся ЭК должны уметь: 1)Находить имена существительные и имена прилагательные; 2)Определять число, род, падеж имён существительных и прилагательных; 3)Определять склонение имён существительных; 4)Освоить способ решения орфографических задач.

Правило определения уровня эффективности работы над орфографической грамотностью четвероклассников ( методика В.П.Беспалько) Значение коэффициента эффективности Уровни эффективности 0,9

ДИНАМИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ на начало опытно – экспериментальной работы на конец опытно – экспериментальной работы ЭКККЭККК К э0,420,490,850,56 неэффективная эффективнаянеэффективная Таблица 4

Итог работы Таким образом, работа по повышению орфографической грамотности в ЭК оказалась эффективной. Этому способствовало систематическое осуществление грамматико – орфографической работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок и регулярное проведение работы над орфографическими ошибками. Таким образом, наша гипотеза верна.

Спасибо за внимание!