Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь: - объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; - находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.
Письмо по памяти Испокон века книга растит человека. (пословица)
Чередование звуков При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выбери книгу - выбирать книгу
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : бер – бира, пер – пира, дер - дира, тер - тира, мер - мира, стел – стила, блест – блиста, жег –жига.
Наблюдение Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? Избирать – изберу Запирать – запер Отдирать – отдеру Вытирать – вытер Замирать – замер Расстилать - расстелю Блистать - блестеть Выжигать - выжечь
Корни с чередованием е-и бер – бира- блест – блиста- дер - дира- жег –жига- мер - мира - пер – пира- стел – стила- тер - тира-
В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: замерло (нет а), собираешь.
Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова: раз- за- при- на- у- по- рас- под- бер – бира пер – пира дер -дира тер -тира мер -мира стел – стила
Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.
Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е - И выб..ри книгу, выб..рать книгу, выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль, зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы.
Проверяем! Е И выбери (нет а) книгу выдеру (нет а) сорняки запереться (нет а) в комнате утереть нос (нет а) выбирать книгу выдирать сорняки запирать дом утирать слезы
Игра «Четвёртое лишнее» 1 в соб..рите тетради 2 в. выст..лать соломой зверь зам..рбл..снуть знаниями пробл..ски мыслизаст..лать постель расст..лается туманст..рать мел с доски
ПРОВЕРЯЕМ! Расстилается туман,блеснуть (нет а) знаниями
Соревнуемся! Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров: Безударные гласные в корне, проверя гласные непроверяе мые Чередующие ся … в корне... гласные е/и в корне помидор траваположить выбирать
Дома: правило стр. 245, упр. 654, придумайте 5 предложений с данными словосочетаниями.