Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей и подростков, а также экспериментально апробировать программу работы социального педагога по профилактике и коррекции социально-негативных форм поведения учащихся в условиях общеобразовательной школы. Объект исследования Объект исследования: отклоняющееся поведение детей и подростков. Предмет исследования Предмет исследования: формы коррекции и профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Проблема исследования Проблема исследования: изучение особенностей развития личности детей и подростков, имеющие отклонения в поведении, особенности их социализации и реабилитации в современных социально- экономических условиях.
Гипотеза исследования: Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профилактике и коррекции отклонений в поведении подростков в условиях общеобразовательной школы будет эффективной в случае соблюдения следующих условий: осуществление комплексного подхода в деятельности социального педагога; учет особенностей развития личности учащегося при организации системы социально-педагогической работы; обеспечение целостности социально-педагогической деятельности; проведение целенаправленной и систематической работы по предупреждению и коррекции негативных форм поведения подростков; организация и реализация программы коррекционно-профилактической деятельности социального педагога в соответствии с имеющимся психолого- педагогическом опытом в рамках данного образовательного учреждения.
Задачи исследования: Задачи исследования: провести теоретический обзор социально-педагогической, методической, психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы отклоняющегося поведения, технологии оказания социально-педагогической помощи данной категории детей и подростков; изучить особенности подросткового возраста как условие возникновения отклонений в поведенческой сфере; обозначить состояние проблемы отклонений в поведении детей и подростков в теории и практике воспитания; определить роль профессиональной деятельности социального педагога по преодолению и исправлению отклонений в поведении детей и подростков; выявить и обобщить специфику работы социального педагога с подростками девиантного поведения в образовательном пространстве школы; разработать и экспериментально апробировать программу работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Методы исследования: - теоретические методы (изучение и анализ научной, социально- педагогической, психологической литературы и электронных ресурсов по проблеме исследования отклоняющегося от нормы поведения, психолого- педагогической практики, школьной документации; обобщение, синтез); - эмпирические методы (наблюдение, тестирование); - опытно- экспериментальная работа (моделирование, педагогический эксперимент).
Цель программы: - формирование комплекса поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющему человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни; - формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в любых условиях; - воспитание позитивной социальной ориентации, самостоятельной личности, способной принимать решения и нести ответственность за свои поступки; - воспитание адаптированного человека к современным условиям жизни; - коррекция поведенческих реакций.
Результаты исследования нравственной направленности. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Результаты исследования нравственной направленности. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Результаты исследования нравственной направленности. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент