Изменение правового регулирования в сфере образования
Основные задачи нового закона об образовании ( Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Создание правовых условий для обновления и развития системы образования Расширение образовательных возможностей граждан Комплексная модернизация законодательства об образовании Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ
Основные особенности нового закона об образовании Регулирует не только управленческие и финансово- экономические отношения в сфере образования, но и содержание образования( устанавливает требования к образовательным программам и стандартам) Подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса В дошкольных образовательных организациях нет гарантии ограничения размера родительской платы Вносит изменения в юридическую терминологию российского права ( дает четкие определения понятиям: «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования»и т.д.) Меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация»
Образование в РФ подразделяется на: Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Общее образование включает в себя:
Система профессионального образования Среднее профессиональное образование Высшее образование – бакалавриат Высшее образование- специалитет, магистратура Высшее образование –подготовка кадров высшей квалификации
Дополнительное образование Регулируется в течение всей жизни и включает в себя: Дополнительное образование детей Дополнительное образование взрослых Дополнительное профессиональное образование Закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития
Основные отличия старого и нового закона об образовании Закон РФ от г «Об образовании » Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Отсутствуют положения регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность. Ст.20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов. Последовательно проводится принцип светскости в образовании. Ст.87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации.
Организация образовательного процесса Закон РФ от г «Об образовании » Закон РФ от г «Об образовании » Отсутствуют положения регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ Согласно ст.12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов Отсутствуют положения регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электр. обучения и дистанционных образовательных технологий Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образ. программ, ст.16 – программам с применением электронного обучения и дистанционного обучения Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования Отсутствуют положения детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений Гл.6 регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений.В ст.54 установлены требования к договору об образовании, введен запрет на увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции
Правовой статус образовательных учреждений и организаций Закон РФ от г «Об образовании » Закон РФ от г «Об образовании » Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения Нормы ст.30 устанавливают требования к содержанию и принятия локальных актов образовательной организации. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образов. организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, в случаях которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников. В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Ст.26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления : единоличных(руководитель) и коллегиальных. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации.
Правовой статус обучающихся и их родителей ( законных представителей) Закон РФ от г «Об образовании » Закон РФ от г «Об образовании » Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст.34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст.43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Ст.77 регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 79 –получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ Ст.42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Правовой статус обучающихся и их родителей ( законных представителей) Закон РФ от г «Об образовании » Закон РФ от г «Об образовании » Не закреплено право родителей ( законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся Согласно п.6 ч.3 ст. 44 родители обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся ( психологических, психолого- педагогических), давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Ст.45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование в т.ч. в случаях возникновения конфликта интересов пед.работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания
Правовой статус педагогических работников Закон РФ от г «Об образовании » Закон РФ от г «Об образовании » Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников В ст.47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, в ст.48 –их ответственность и обязанности В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы Ст.48,п.2,ч.1-педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики Закон не устанавливал гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников- в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников Ст.47 ч.5- педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч.6 той же статьи в рабочее время в зависимости от занимаемой должности включается учебная(преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская, а также другая пед. работа, предусмотренная трудовыми обязанностями
Особенности дополнительного и профессионального образования Закон РФ от г «Об образовании » Закон РФ от г «Об образовании » Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов госуд. власти субъектов РФ Прием на обучение по образовательным программам среднего проф. образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не является общедоступным Ст.68 ч.4 прием на обучение по образовательным программам среднего проф. образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических или психологических качеств Предусмотрена аккредитация программ дополнительного проф. образования Не предусмотрена аккредитация
Сроки вступления нового закона в силу Основная часть норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2013года Положения, регулирующие изменения финансирования – с 1 января 2014года Переименование( организация дополнительного образования) и изменение уставов –не позднее 1 января 2016 года