Два портрета А.С. Пушкина Урок сравнения двух произведений изобразительного искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе.
Advertisements

Портрет - заимствованное а Петровскую эпоху из французского языка – «нарисованное, выставленное» Портрет – это изображение в живописи, рисунке, гравюре,
Два портрета Подготовка к сочинению-описанию по портретам О.А. Кипренского и В.А. Тропинина.
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Сочинение-описание по портрету Дениса Давыдова Кипренского Урок развития речи в 7 классе Урок развития речи в 7 классе Перова Инесса Николаевна.
Основные мотивы лирики Александра Сергеевича Пушкина Урок – портрет Учитель литературы МОУ СОШ 16 г. Норильска Белерман И. В.
Урок - портрет с использованием мультимедийной презентации в 9 классе на тему : « А. С. Пушкин. История портрета » Урок подготовила учитель русского языка.
ХАРАКТЕРНЫЙ ПОРТРЕТ Урок изобразительного искусства 6 класс Шишлянникова Е. В. учитель ИЗО гимназия 8 г. Дубна Московской обл.
Родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича.
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Кипренский Орест Адамович, 1827.
«В картинах о А.С. Пушкине». Ксавье де Местр. "Пушкин - ребенок" гг Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов. Художник Ю.В.Иванов. Первые.
9 класс русский язык Подготовка к сочинению «Две картины»
«Саша был большой увалень…, кудрявый мальчик… со смуглым личиком, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались…» Самый ранний портрет А.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Художественный портрет как способ отражения внутреннего мира человека Изобразительное искусство 7 класс.
Двенадцатое ноября. Сочинение – рассказ по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
1 «Вся жизнь - один чудесный миг» Образ А.С.Пушкина в литературе и живописи.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Урок по курсу «Синтез искусств» во 2 классе. Тема урока: «Человек в искусстве». Авторы: Пономарёва Лилия Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной.
Транксрипт:

Два портрета А.С. Пушкина Урок сравнения двух произведений изобразительного искусства

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит… А.С. Пушкин Сходство портрета с подлинником поразительно... Н.А. Полевой

Цели и задачи урока Рассмотреть портреты А.С. Пушкина как произведения искусства. Рассмотреть портреты А.С. Пушкина как произведения искусства. Познакомить учащихся с творчеством О.А. Кипренского и В.А.Тропинина. Познакомить учащихся с творчеством О.А. Кипренского и В.А.Тропинина. Рассказать учащимся, что выдающиеся художники первой половины XIX века изобразили Пушкина в период расцвета его творческих сил, отразили его богатый внутренний мир. Рассказать учащимся, что выдающиеся художники первой половины XIX века изобразили Пушкина в период расцвета его творческих сил, отразили его богатый внутренний мир. Убедить учащихся в том, что оба художника симпатизируют поэту и стремятся показать людям силу и красоту души гения. Убедить учащихся в том, что оба художника симпатизируют поэту и стремятся показать людям силу и красоту души гения. В процессе речеведческой деятельности учить сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия в художественной манере портретистов. В процессе речеведческой деятельности учить сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия в художественной манере портретистов. Прививать эстетический вкус, воспитывать любовь к прекрасному, «чувства добрые». Прививать эстетический вкус, воспитывать любовь к прекрасному, «чувства добрые».

Орест Кипренский Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона Дельвига. После смерти Дельвига Пушкин купил работу у вдовы на деньги из гонорара за издание «Бориса Годунова».

Василий Тропинин Портрет был заказан В.А. Тропинину самим Пушкиным и преподнесён в качестве сюрприза своему другу С.А.Соболевскому. Портрет был создан зимой годов (чуть раньше, чем работа Кипренского), когда Пушкин, живя у Соболевского в Москве, позировал В.А. Тропинину.

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Как удалось художнику реализовать этот замысел? Муза (на заднем плане картины) была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника? Смысл портрета В. Тропинина – свобода и творчество

У О. Кипренского Пушкин – «светский», петербургский; у В. Тропинина Пушкин – московский, «домашний». Почему работы О. Кипренского и В. Тропинина сравнивать правомерно?

Пушкин «светский» и «домашний» «Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания». Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.

На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.

Оба художника стремятся придать поэту «домашний» облик. О. Кипренский делает это при помощи клетчатого плаща, наброшенного на плечи с характерной небрежностью, – признак романтического героя, которому чужды условности общества. В. Тропинин тщательно вырисовывает небрежно повязанный платок, из-под которого выступает воротник свободной рубашки. «Домашняя» одежда, по мысли художников, должна приближать его героев к зрителю.

За плечом поэта на портрете О. Кипренского – бронзовая Муза. Эта символическая деталь недвусмысленно указывает на «святое ремесло», которым занимается герой портрета. У Тропинина Пушкин написан совсем «по-домашнему», (халат, в который одет поэт, нарисован художником почти торжественно: он напоминает античную тогу, ниспадающую с плеч, и ещё больше подчёркивает ту гордую позу, в которой изображён Пушкин). Этот образ более душевен, интимен, человечен.

Как воплощает свой замысел каждый из художников? а) выражение лица; б) взгляд; в) жесты; г) поза; д) одежда; е) композиция картины, её колорит.

Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение к ним?

Вывод. Портреты двух художников разнятся между собой, но, дополняя друг друга, дают более полное представление о многогранном образе великого поэта. Оба портрета производят огромное впечатление на зрителя, перенося его в прошлое.

Использованная литература 1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы. – М.: Просвещение, Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8-9 классы. – М.: Дрофа, Журнал «Крестьянка». Вкладки «Третьяковская галерея»: «Василий Тропинин. Для памяти близких», «Орест Кипренский. Мастер романтического портрета». 4. Шедевры русской живописи. Тропинин. Кипренский // 50 великих художников. – – 13, 15.