Цель: познакомить учащихся со страницами жизни В.Сурикова и Н.Ге; Вспомнить исторические события, которые легли в основу их художественных полотен; Формировать культуру прочтения Библии, подчеркнуть, как велика её роль в контексте мировой культуры на примере полотен Ге; развивать устную монологическую речь, учить читать «картину».
Краткие сведения из биографии Василия Ивановича Сурикова родился в Красноярском крае. Потомок тех казаков, что пришли в Сибирь с Ермаком – приезд в Петербург Академия художеств в Петербурге, по окончании которой поселился в Москве. После смерти жены в конце 80-х возвращается на родину. Умер в 1916г.
Главные герои –стрельцы. Обряженные в белые рубахи, со свечами в руках, в сопровождении жен и детей, они привезены на казнь. Доминантой композиции служит исполненый гнева и непокорности взгляд стрельца, скрещивающийся со взглядом Петра. Это столкновение не на жизь, а на смерть двух миров – умирающей Древней Руси и новой России.
Орел которому тесно в клетке… В Суриков
Героиня, которую везут на крестьянских санях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку.
Сцена, в которой художник хотел воздать должное бесстрашию революционеров.
Могучая вольница Запорожской Сечи!
Тема – борьба двух мировоззрений. Трагедия конфликта личных чувств и государственных интересов.
1831- родился в Воронеже в год страшной холеры, от которой спустя 3 месяца умерла его мать. В гимназии ему предсказывали будущность художника, но Ге не верил в свои силы и поступил на математический факультет Киевского университета университет в Петербурге и посещение Эрмитажа Академия художеств –Большая золотая медаль. Поездка в Европу: Германия, Швейцария, Франция, Италия – возвращение в Россию петербургский период, близость к передвижникам хутор черниговской губернии, увлечение идеями Толстого.
Апостолы повержены в смятение и тревогу словами учителя: «Один из вас предаст меня».
Картина написана на библейский сюжет: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». В 1878 году к Крамскому с просьбой разрешить спор обратились два человека. Они просили объяснить значение картины. Художник говорил: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево?».