Роль пейзажа на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Advertisements

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой… М.Шолохов Михаил Шолохов стал свидетелем трагических событий гражданской междоусобицы,
Образ Григория Мелехова (исследование по роману М. Шолохова «Тихий Дон» ) « Люди- хозяева своей жизни» « Люди- хозяева своей жизни» У.Шекспир У.Шекспир.
М.А Шолохов. Роман «Тихий Дон». За что М.А.Шолохов получил Нобелевскую премию?
«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Наталья и Аксинья – жизненные типы русских женщин в романе «Тихий Дон» Презентацию подготовили ученицы 11 «А» класса Бажанова Анастасия и Абяева Диана.
В романе « Тихий Дон » пейзажные зарисовки приобретают особое идейно - эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу.
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Презентация по литературе.
Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Презентация урока литературы по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата!
Карпеченко Наталья Федоровна ЮПК преподаватель.
Что нужно человеку для счастья? Судьба Григория Мелехова (По роману М. Шолохова "Тихий Дон«)
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и.
Тема: «Мир природы в лирике С.Есенина». Выполнила: Монгуш Е.М.
Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное.
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
Транксрипт:

Роль пейзажа на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон»

Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение.

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты.

К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом.

Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его – свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе, – вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».

Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, но и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся – начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.