Тема урока. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) Цели урока: обобщение и систематизация знаний о пунктуации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Однородные члены предложения. Однородные члены предложения Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну.
Advertisements

Русский язык 11 класс Учитель Кумпинь Светлана Николаевна БОУ г. Омска «Гимназия139» ( Слайд 17)
Пунктуация в предложениях с однородными членами К.М. Дружинина, к.ф.н., преп.кафедры русского языка ЮФУ.
Знаки препинания при однородных членах предложения Если есть союзы…
Русский язык 11 класс Тема урока: Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Однородные члены предложения Урок объяснения нового материала. 8 класс. Учитель: Никулина Г.Б. МОУ «СОШ 24»
1.подлежащие: В сборе лекарственных растений участвуют не только взрослые,но и дети. 2.сказуемые: Лес зазвенел,застонал,затрещал. 3.дополнения: Все хвалили.
1. Проверь свой ответ на вопрос, нажав на кнопку. 2. При положительном ответе (их один или два), кнопка изменит цвет на зелёный и появится кнопка изменит.
Тема урока: Предложение с однородными членами. Цели урока: 1)дать понятие об однородных членах и знаках препинания при них; 2)развитие устной и письменной.
Урок русского языка Задание: Отгадайте кроссворд, определите тему урока.
Тема урока: «Предложение с однородными членами» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Подготовка к ЕГЭ.
Задание А26 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Знаки препинания при однородных членах предложения Урок 2 Простое предложение Подготовила учитель русского языка Разживина С.Н.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ в страну С ИНТАКСИС. Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в словах: КО…ЬБА ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ КОЛО…НА МОЛО…ЬБА Б…ГРОВЫЙ РЮ…ЗАК ПРО…ЬБА.
Консультации по подготовке к ЕГЭ (пунктуация). Ловушка 1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными.
ОднородныеОднородные и неоднородные определения Обобщающие слованеоднородные Обобщающие слова 8 класс.
Урок русского языка Предложения с однородными членами. Составил Бозин Виталий, ученик 8 класса МОУ «Киртелинская СОШ»
ОТВЕТ А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов.
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Пишем сочинение ГИА-9 (Синтаксис)
Транксрипт:

Тема урока. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) Цели урока: обобщение и систематизация знаний о пунктуации в предложениях с однородными членами; подготовка к ЕГЭ. Презентацию подготовила Чудакова И. В., учитель русского языка и литературы высшей категории. ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук» г. Саратов

,, Без союза [, ] - Неповторяющиеся союзы [, а ] [, но ] [, да (= но) ] [, однако (зато) ] [ не только, но и ] [ как, так и ] [ и ] [ да (= и) ] [ или ] [ либо ]

Повторяющиеся союзы [и,и,и ] [,и,и ] [,, и, и ] [то, то ] [не то, не то ] [ни, ни ] [или, или ] [либо, либо ] [ и, и ] -

,, - В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т.п. 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

Задание. С пишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Весна и ночь прикрыли дол (А. Фет). Здесь кругом озера да болота. Листом стелется да укусить целится. В лесу одному шумно и жутко и грустно и весело (А. Фет). Мы то карабкались на гору то шли косогором (В. Арсеньев). Не то волк не то собака бежит по лесной дороге. Мы встретимся завтра утром или вечером. Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру или вечером часа на два (И. Гончаров). В новой избе не было ни дверей ни оконных рам (А. Аксаков). Белка - зверёк маленький зато очень ловкий.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Весна и ночь прикрыли дол. [ и ]. Здесь кругом озера да болота. Листом стелется, да укусить целится. [, да (но) ]. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. [,и,и, и ]. Мы то карабкались на гору, то шли косогором. Не то волк, не то собака бежит по лесной дороге. Мы встретимся завтра утром или вечером.[ или ] Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру, или вечером часа на два. [или, или ]. В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам. [ни,ни ]. Белка - зверёк маленький, зато очень ловкий.[, зато ]. [ да (= и) ]. [то, то ]. [Не то, не то ].

> Обратите внимание! Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не только...но и, не столько...сколько, не так...как и т.п. или двойными союзами если не...то, хотя.,.но, то запятая ставится только перед второй частью союза: Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах. В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать каждый ряд однородных членов отдельно: (На опушке и на холме) росли (ивы и берёзы) в данном предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и однородные обстоятельства на опушке и на холме. (Отлогости и небольшие горы), (зелёные и круглые), как куполы, иногда перемежевывали равнину (Г.) В данном предложении также два ряда однородных членов: однородные подлежащие отлогости и горы и однородные определения зеленые и круглые.

Вот экзаменационный пример: А Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1. Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки. 2. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. 3. Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утончённость вкуса её хозяина. 4. Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

В первом предложении два однородных дополнения соединены неповторяющимся союзом И (О и О), поэтому запятая не ставится. Во втором предложении два ряда однородных членов: 1) исполнял… и читал; 2) свои и чужие. Они также попарно соединены неповторяющимся союзом И (О и О), поэтому запятая не ставится. В третьем предложении однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом И, поэтому ставим две запятые: О, и О, и О. А в четвёртом варианте однородные члены соединены парными союзами не только…, но и…, поэтому перед второй частью союза ставим запятую. Это и есть правильный вариант ответа.

Б Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены) 1. Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. 2. Иван Иванович всегда даёт каждому из детей по бублику или по кусочку дыни. 3. Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке. 4. Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи тёплого сыроватого ветерка.

> Внимание! Здесь можно ошибиться! Обратите внимание на первое предложение: типичные ошибки на ЕГЭ допускаются именно в этом случае, когда однородные члены соединены попарно, а выпускники, увидев повторяющиеся союзы и и не разобравшись в структуре предложения, ставят запятые после первого однородного члена. Итак, Русский дух ощущается (в чём?) (в юморе и иронии), в (силе чувств и лиризме отступлений), (в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц). (О и О), (О и О), (О и О) Это и есть предложение с правильным ответом, т.к. во втором варианте запятая вообще не ставится (неповторяющийся союз или); в третьем - одна запятая перед второй частью парного союза; в четвертом одна, запятая перед вторым повторяющимся союзом то.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1)Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щеки. 2) Синие высокие дымки поднимались и таяли над крышами домов. 3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах. 4)После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды. 2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Ум имей хоть маленький, да свой. 2) Я сел за стол с карандашом и бумагой и стал записывать. 3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд. 4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.

Литература 1.Фёдорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; – С. 74 – Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.- М.: Издательство «Экзамен», – С