Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Стилистические фигуры – особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления выразительности Класс стилистических фигур в совокупности составляют: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия,
АНАФОРА Анафора – изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (С.Есенин)
АНТИТЕЗА Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний. У сильного всегда бессильный виноват. (И.Крылов)
ГРАДАЦИЯ Градация – последовательность, постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания ( восходящая градация) или ослабевания ( нисходящая градация) их смыслового и эмоционального значения. Возрастающая градация в русском языке используется чаще, чем нисходящая. Пример восходящей (возрастающей) градации: Легче навести порядок в одной комнате, нежели во всем доме, в одном доме, нежели на всей улице, на одной улице, нежели во всем городе, и в одном городе, нежели во всей стране. (Б.Акунин)
ГРАДАЦИЯ Пример нисходящей градации: А между тем это был ведь умнейший и даровитейший человек, так сказать даже науки, хотя, впрочем, в науке… ну, одним словом, в науке он след сделал не так много и, кажется, совсем ничего.
ИНВЕРСИЯ Инверсия( лат. inversio – перевертывание, перестановка) – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Например: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А.Пушкин) Глаза его, серые, холодные, не понравились ей.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ Лексические повторы – повторение одного и того же слова, словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Например: И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Парцелляция – стилистический прием, состоящий в выделении из предложения какого-либо члена – чаще всего второстепенного - и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. Например: Людьми пустыми дорожил! …об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом! (А.Грибоедов)
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ Риторическое восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства. Например: Как изумительно, как чудесно проявилась эта дивная сила в Ломоносове!
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Синтаксический параллелизм – это такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же схеме. Синтаксический параллелизм нередко усиливает риторические вопросы и восклицания. Например: Когда человек утомлен и хочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа. Мне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело, как ночью.
ЭЛЛИПСИС Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Например: Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня (пропущено: садимся) И рысью по полю при первом свете дня. (пропущено: скачем)
ЭПИФОРА Эпифора - стилистический прием, противоположный анафоре, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко расположенных друг к другу ритмических рядов: стихов, строф и т.д. Например: Фестончики, всё фестончики, пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики (Н.В.Гоголь)
Презентация подготовлена преподавателем русского языка и литературы Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства Обороны РФ» Савичевой Татьяной Викторовной