« Как выполняли арифметические действия в Древнем Риме?» составила: ученица 5 класса Вязова Луиза. МОУ: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение 18 Научно – исследовательская работа на тему:
узнать как выполнялись арифметические действия в Древнем Риме. Цель:
Актуальность: Я считаю необходимым проведение этого исследования, так как: Я интересуюсь историей математики и хотела бы быть более просвещёнными в этой области. Я хотела бы узнать, как древние трудились для создания науки математики, и что они для этого делали.
Предмет исследования: Арифметические действия в Древнем Риме.
Гипотеза: Я считаю, что в Древнем Риме выполнялись арифметические действия с помощью алгоритмов и таблиц, которые помогали римлянам не забыть порядок вычислений и что – то напомнить в данном действие. Ещё мне,кажется, что присутствовал какой - то специальный предмет для счёта, так как запомнить всё не возможно.
Напомню римские цифры, некоторые из них встречаются редко: I - единица, V - пять, X - десять, L - пятьдесят, С - сто, D - пятьсот, М - тысяча.
Числа выглядят так: IIII = IV - четыре; VIIII = IX - девять; ХХХХ = XL - сорок; VХХХХ = ХС- девяносто и т. д.
127 на 37 СХХVI на XXXVII?
X X X V
Абак – прибор напоминающий наши русские счёты.
МСLХХVI : XXVIII = ? 1176 : 28 = ?
XXVIII на С = ММ... 1) XXVIII на X = ССLХХХ XXVIII на XX = СССС L L ХХХХХ'Х = D LX (Здесь мы для простоты удваиваем каждую цифру предыдущего результата.) 2)
3) XXVIII на L = МСССL ХХХХХ = МСD 4) MCL XXVI - MC XX L VI
5) XXVIII на I = XXVIII XXVIII на II = ХХХХVVIIIIII = LVI. Результат: МСLХХVI : XXVIII = ХLII. Сравните:
ВЫВОДЫ: Изучение старинных способов умножения и деления показало, что эти арифметические действия были трудными и сложными из-за многообразия способов и их громоздкости выполнения. Современный способ умножения прост и доступен всем. При знакомстве с научной литературой обнаружили более быстрые и надежные способы умножения и деления. Поэтому изучение действия умножения и деления – тема перспективная. Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Преклонимся же перед трудолюбием и настойчивостью наших далёких предков, которые шли к знанию тернистым путём и, преодолевая препятствия, создали стройную и ясную логическую науку, называемую современной математикой.