Последняя повесть Л.Н.Толстого «ХАДЖИ – МУРАТ». Над повестью «Хаджи – Мурат» Л.Толстой работал с 1896 по 1904 годы ( 8 лет) Сохранилось 10 редакций произведения,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного. Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою.
Advertisements

Поэма « Мертвые души » Работу сдали : Винник А. Трусков Д.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Л. Н. ТОЛСТОЙ РОМАН « ВОЙНА И МИР ».
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Максим Горький «Детство» 7 класс. 1. Автобиографический характер повести Повесть – это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе,
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
«Хаджи – Мурат» Поэтическая канва повести Л.Н.Толстого.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Проектная работа Становление личности Л.Н.Толстого как обличителя жестокости и насилия.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
«Война и мир» Л.Н. Толстого и традиции пушкинского романа в стихах Работу выполнили: студенты 1курса Акберов Ашраф Королев Александр Руководитель: Каликина.
Лев Николаевич Толстой. Родители родился 9 сентября 1828 г в усадьбе Ясная Поляна. усадьбе Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню. Мне было.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа.
В окопах Сталинграда. Правда о войне в повести Виктора Некрасова.
Тематический блок 3. Война и мир Подготовка к ЕГЭ. Уровень С.
Учитель МОУ « СОШ 4» Москвичёва Е. А. Реминисценция Реминисценция - повторение, воспроизведение чужого текста ( от латинского - воспоминание ). Выявление.
Транксрипт:

Последняя повесть Л.Н.Толстого «ХАДЖИ – МУРАТ»

Над повестью «Хаджи – Мурат» Л.Толстой работал с 1896 по 1904 годы ( 8 лет) Сохранилось 10 редакций произведения, 23 начала, 25 вариантов главы о Николае 1, 2152 черновых страницы повести.

Замысел и основная идея произведения возникли сразу и позднее серьезных изменений не претерпели. Из записи в «Дневнике» от 19 июля 1896 года:»…на краю пыльной дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан,….другой сломан и обрызган грязью,… третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив…. Напомнил Хаджи –Мурата… Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее» Из этой записи возник пролог к повести.

Работая над повестью Л.Толстой вспоминал свое пребывание на Кавказе, где и состоялось рождение Толстого-художника. Здесь он впервые увидел войну. Первые рассказы были написаны о людях и событиях Кавказской войны. К этому краю, « в котором так странно соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода», обращается мысль Толстого.

«Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно себе представить то значение, которое имел в это время Хаджи – Мурат в глазах всех кавказцев» Л.Толстой Легендой были жизнь и личность Хаджи – Мурата, которую еще больше упрочила его героическая смерть.

Ключ к жизни, судьбе, характеру знаменитого кавказского воина найти оказалось не так просто. Толстой отказался от попытки показать Хаджи- Мурата только как горца- мусульманина, ведущего священную войну против иноверцев. А вот мотив безоговорочного и страстного обличения войны – жестокой и бессмысленной резни, в которой все жертвы, а героев нет, усилен писателем.

Толстой отрицал войну, всякую войну, ибо люди, все люди – братья и обязаны жить в мире. Война нужна императору Николаю, нужна Шамилю. И тот, и другой – жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты.

«Хаджи – Мурат» - историческая повесть. Почти все ее главные и многие второстепенные герои – лица исторические, реально существовавшие.

Шамиль и Гази Мухаммад – сын Шамиля

М.Воронцов и А. Чернышев

Шамиль и Мансур

Николай 1 и Клюгенау

Лорис-Меликов и князь Барятинский

Самодержец Николай 1 и Шамиль стали героями двух ключевых идеологических глав в повести, «представляющих как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского» - жестокие и лицемерные властелины.

Повесть исторически достоверна. Жестокость, описанная в ней- реалии войны. Хаджи-Мурат не более жесток, чем русский солдат. И их всех объединяет пролитая кровь – объединяет в неправедности.

Величие Толстого как писателя в том, что будучи далеким от горской стихии, он не только принял ее и проникся ею, но и показал как важно не ломать ее, не разрушать устоявшиеся веками этические нормы и отношения, народные традиции и заветы.

Образ Хаджи-Мурата находится в полном согласии с исторической правдой. Ни один факт не вымышлен Толстым, все приведенные сведения по возможности проверены и уточнены.

Слова, жесты, мимика – все это гармонично сливается в динамичный портрет Хаджи-Мурата. Кроме рассказа о своей жизни, он мало говорит («Веревка хороша длинная, а речь короткая»). Движения выразительнее слов, в них ярче отражается характер, чуждый колебаниям, бездействие для него хуже адских мук, а настоящая жизнь – вечная борьба и вызов судьбе.

Только в 4 главе Толстой счел необходимым познакомить читателя с мыслями героя – суетными и честолюбивыми: «Он представлял себе, как он с войском, которое ему даст Воронцов, пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему»

Но тоска о семье, печальные вести от лазутчиков вытеснили честолюбивые мечты героя. «Что касается до ухода его … в горы, то этот побег, кончившийся геройской смертью, был вызван не какими-либо колебаниями, ….а просто страстной любовью к своей семье, к детям. Он особенно обожал своего старшего сына и не мог снести тоски по разлуке с дорогими… существами….»

Сделав выбор, Хаджи- Мурат рвет связывающие его путы расчетов и интриг. Последнее бегство героя, по Толстому, - возвращение к истокам, к той счастливой поре жизни, о которой он, возможно, позабыл в беспокойстве событий.

Воспоминаниям этим нет места в «историях»: они гнездятся в глубине души и, как все сокровенное, бережно хранятся, всплывая вдруг в самые критические мгновения жизни.( песня о кровомщении, сказка о соколе).

«И все эти воспоминания пробегали в его воображении, не вызывая в нем никакого чувства: ни жалости, ни злобы, ни какого-либо желания. Все это казалось так ничтожно в сравнении с тем, что начиналось и уже началось для него»

Озверевшим врагам он представляется заговоренным от смерти: «…топтали и резали то, что не имело уже ничего общего с ним…»

«…все стоит и не сдается, и один торжествует…» Духом борьбы, энергии, силы проникнута повесть Толстого. В ней воплотилась философия жизни писателя, это его художественное завещание.

Финал раздвигает границы повести, она превращается в слово о человеческой судьбе, о неиссякаемых источниках жизни, о мироздании, таинственном, как « вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы».