Балыбина Светлана Николаевна учитель химии и биологии МБОУ СОШ 4, г. Рассказово, Тамбовской области
Образовательная – познакомить учащихся с белками как высокомолекулярными соединениями, с их основными химическими свойствами на основе проведения опытов и компьютерной презентации ; обосновать роль белков в живом организме. Развивающая – развивать теоретическое мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства белков на основе самостоятельного проведения опытов, решение теоретических задач, тестов. Воспитательная – формировать научное мировоззрение учащихся на примере интеграции естественных наук ( химия и биология ), лежащих в основе строения и функционирования организма.
таблицы « Структура белков », « Уровни организации белковой молекулы »; печатные пособия ; растворы куриного белка, сульфат меди, гидроксид натрия, концентрированная азотная кислота, вода, аммиак ( водный раствор ).
Почему белки играют такую большую роль в жизни живых существ ? Почему люди отождествляют понятие « белок » с понятием « жизнь »?
Белки – высокомолекулярные природные соединения (биополимеры), состоящие из остатков аминокислот, которые соединены пептидной связью.
Аминокислота Источник получения Перевод ТИРОЗИН СЫР TYROS( греч.)- сыр ГЛУТАМИН КЛЕЙКОВИНА GLUTEN( лат.)- клей ЗЛАКОВ ЦИСТИН КАМНИ МОЧЕВОГО KYSTYS( греч.)- пузырь ПУЗЫРЯ СЕРИН ВОЛОКНА SERIEUS( лат.)- шелковистый ШЕЛКА АСПАРАГИНОВАЯ РОСТКИ ASPARAGUS( лат.)- КИСЛОТА спаржа СПАРЖИ
ВЕЩЕСТВОЗНАЧЕНИЕ М r Этиловый спирт Бензол Белок куриного яйца Белок мышц
С 1864 Н 3021 О 576 N 468 S 21 белок молока С 3032 Н 4816 О 872 N 780 S 8 Fe 4 гемоглобин
1. На питательные вещества действует фермент амилаза и мальтаза. 2. Начинают перевариваться в желудке. 3. На питательные вещества действуют ферменты трипсин и пепсин. 4. Расщепляются до глицерина и жирных кислот. 5. Расщепляются до глюкозы. 6. Действует фермент липаза. 7. Расщепление начинается в 12- перстной кишке. 8. Окончательно расщепляются до аминокислот. 9. Для эмульгирования необходима желчь. 10. Всасываются в лимфу. 11. Начинается расщепление в ротовой полости. 12. Полное расщепление начинается в тонком кишечнике. 13. На переваривание влияет поджелудочный сок. 14. Всасываются в кровь.
1. Растворимость белков в воде, действие нагревания. Справка. Растворы белков представляют собой высокомолекулярные коллоиды и обладают многими свойствами коллоидных растворов. Денатурация - нарушение структуры белка, сопровождающееся изменением физико - химических свойств. Налейте в пробирку небольшое количество куриного белка. Постепенно нагревайте раствор над пламенем спиртовки. Когда появятся хлопья, прекратите нагревание. Попробуйте растворить выпавший белок, добавляя воду. Растворяется ли он ? Сделайте вывод об обратимости процесса денатурации. 2. Взаимодействие белков с кислотами и щелочами. Справка. Под действием кислот и щелочей белковые вещества распадаются с образованием смеси L- аминокислот. Белок -> полипептиды -> дипептиды -> L- аминокислоты. Для осуществления качественных реакций белок необходимо подвергнуть гидролизу. Биуретовая реакция. К 5 мл раствора белка прилейте столько же 10 % раствора NaOH. Смесь взболтайте. Добавьте 2-3 капли раствора медного купороса. Слабо нагрейте. Что наблюдаете ? Ксантопротеиновая реакция. К 1-2 мл раствора белка добавьте несколько капель конц. HNO3. Слабо нагрейте. Что наблюдаете ? Охладите раствор. Добавляйте по каплям нашатырный спирт до щелочной реакции ( появляется оранжевая окраска ).
« Разложение пероксида водорода пероксидазой ». 1. Налейте немного пероксида водорода в пробирку. 2. Отрежьте кусочек клубня сырого картофеля и бросьте в пробирку с пероксидом водорода. Что вы наблюдаете ? Запишите уравнение реакции. 3. Отрежьте новый кусочек картофеля, прокипятите в пробирке с водой. 4. Бросьте кусочек сваренного картофеля в пробирку с пероксидом водорода. Идет ли химическая реакция ? Почему ?
Строительная ( пластическая ) – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Каталитическая – все клеточные катализаторы – белки ( активные центры фермента ). Двигательная – сократительные белки вызывают всякое движение. Транспортная – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. Защитная – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ. Энергетическая – 1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. Рецепторная – реакция на внешний раздражитель
1. Химическое соединение, состоящее из повторяющихся звеньев. 2. Структурное звено белковой молекулы. 3. Связь между остатками аминокислот в белке. 4. Сколько аминокислот участвует в биосинтезе белка ? 5. Какую форму имеет белок с первичной структурой организации молекулы ? 6. Процесс необратимого разрушения белка. 7. Химические связи, поддерживающие вторичную структуру белка. 8. Первый белок, первичную структуру которого удалось расшифровать. 9. Химическая реакция белка с водой в присутствии кислоты или щелочи. 10. Цветная реакция на белок, сопровождающаяся красно - фиолетовым окрашиванием. 11. Ученый, экспериментально доказавший, что аминокислоты связываются, образуя пептиды. 12. Цветная реакция на белок при действии на него концентрированной азотной кислоты. 13. Взаимодействие между карбоксильной группой и аминогруппой, обусловливающее один из факторов поддержания третичной структуры белка.