Готовимся к ЕГЭ
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо
Определите, к какому типу относятся указанные ПРОБЛЕМЫ. Установите СООТВЕТСТВИЕ. 1. В чём опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. В чём смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? A.Философская Б. Политическая B. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная 1Б 2Д 3А 4Г 5В
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? С каким настроением (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) пишет автор? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
2. Интерпретация проблемы К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Типичные ошибки при комментировании проблемы комментарий подменяется пересказом; излишне подробно цитируется исходный текст; формулируется одна проблема, а комментируется другая; при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Проверяем домашнее задание 1) Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека. 2) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин. 3) Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина. 4) В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема счастье. 5) Автор поднимает проблему жизненных мелочей. 6) Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения? 7) Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин. 8) В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин. 9) Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор. 10) Текст И. Ильина посвящен важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?
2) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин. 3) Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина. 6) Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения? 8) В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин. 10) Текст И. Ильина посвящен важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?
Комментируем проблему В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин. «Сносить лишения»… Как это важно для человека! На первый взгляд, данная проблема касается бытовой стороны жизни любого человека, однако, читая рассуждения И. Ильина, понимаешь, что вопрос гораздо глубже. Писателем поставлена философская проблема, касающаяся внутреннего состояния человека. Мыслитель утверждает, что умение сносить лишения – это прежде всего «духовное преодоление угроз и лишений»…
Полезные советы 1.Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок. 2.Упоминание о стиле речи уместно, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как… 3.Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка. 4.Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т. п.), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
Речевые клише 1.Мне пока не доводилось сталкиваться с подобной проблемой, но по опыту своих близких (по опыту художественной литературы) я знаю, что… 2.К этой проблеме в своих произведениях обращались… 3.На мой взгляд, средства массовой информации недостаточно активно обсуждают эту проблему… 4.Эта проблема часто обсуждается в средствах массовой информации… 5.Текст представляет собой логичное, яркое, убедительное размышление, в котором автор стремится подвести читателей к пониманию собственной позиции.
ПроблемаПозиция автора Как относиться к жизненным испытаниям и лишениям? Как научиться не бояться их? Или: Текст И.А. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей? Искусство жизни, по утверждению автора, в том, чтобы легко переносить заботы и обходиться самым необходимым, малым. И даётся такое искусство тем, кто в состоянии одержать духовную победу над собственным страхом перед лишениями и потерями, кто имеет в жизни «высшую, всё определяющую цель».