Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких... Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Меня зовут фонема» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской.
Advertisements

Фонема УРОК В 5 КЛАССЕ. Каких звуков в русском языке больше? УИ – ЕОО – АА ПШКН – ЛРМНТВ – СКЗК.
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Обобщение изученного по теме «Фонетика». Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков?
«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки,все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких...» Н.В. Гоголь.
ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ обобщение и систематизация знаний.
Аккомпанемент Баррикада Масон Искусный Пессимизм Искусство Труженик Авторалли Оппонент Матроска.
КОНУС СУКНО нас У ШКА АВ,, БА О К Бабочка Боровик.
«Дело об исчезновении букв и звуков» Я буду в стране самый главный! Почему это ты будешь главным? Потому что я самый первый! Я самый главный, я самый.
Вышли мышки как-то раз Поглядеть, который час Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.
Тема: « Звуки и буквы Л и М. Работа с текстом. Урок вежливости.» Цели: формировать умение определять твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные,
Презентация программы «Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушениями речи на логопедических занятиях»
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов Текстовый редактор Автор Саутина Нина Романовна – учитель информатики МОУ СОШ 2 с. Арзгир.
Как называется кодирование с помощью десяти цифр? с помощью десяти цифр? Интересно, что произойдёт с числом 65, когда я поменяю местами цифры 6 и 5? 60+5=
Интерактивная презентация по книге Автор книги: Наталья Васюкова Издательство: «Карапуз», 2007г. Автор презентации: Алла Яркова, специально для сайта.
УРОК 17 «Обработка текстовой информации. Редактирование текста» 5 класс МБОУ «Буторлинская оош»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» село Ладовская Балка Урок русского языка по теме: «Звонкие и глухие.
Мышка очень нам нужна, Мышка очень нам важна, Если хочешь что-то знать Надо мышкой управлять. Мышки в норках ведь живут, Почему же, почему? Эта в норке.
денежка Команды: вправо влево вниз вверх денежка 2 3 А ещё по какому пути может муха долететь до денежки?
Занимательная игра по русскому языку.. обогащать словарный запас и речь учащихся, формировать орфографическую зоркость, развивать внимание, память, мышление,
Транксрипт:

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких... Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь

ФОНЕТИКА – наука о звуках

Цели урока: 1.Знать предмет изучения фонетики. 2.Уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки.

Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в одежде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки.

Запишите буквами звуки, которые издают изображённые на фотографиях животные. Как называются эти слова? Звукоподражательные

Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов? Дом, ком, лом, ром, том Попробуйте заменить второй звук в этом слове. Сам, сям (там-сям) А теперь замените последний звук в слове СОМ. Сок, сор, сон, сов (сова) Задание: поиграем со словом СОМ.

Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Задание: запишите это слово, а затем вслух проговорите несколько раз и прислушайтесь, как оно звучит. Фонема – [ н ]

Физминутка Вышла мышка как-то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.

Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. …Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ – огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днём храпит. КОТ плывёт по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьёт баклуши! КИТ царапался, кусался… Добрый КОТ ни с кем не дрался… КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовёшь его: «Кис, кис!» – Он охотно спрыгнет вниз… Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»… (Б. Заходер)

Поиграем с фонемами Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гость Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание: теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание: замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка

Вот бутон, А вот – батон. Вот бидон, А вот – питон. Ну, а вот – бетон. В печке выпечен батон, А в петлицу вдет бутон, По траве ползёт питон, Молоко течёт в бидон, А на стройке есть бетон. Повтори и ты мне в тон: Где бутон, а где батон, Где бидон, а где питон, Ну, а где – бетон. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю повторять: В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползёт бидон, Молоко течёт в бетон, А на стройке есть питон. -Нет, не так! Нет, не так! -Ну тогда вот так: В печке выпечен бидон, А в петлицу вдет питон, По траве ползёт бетон, молоко течёт в батон, А на стройке есть бутон. -Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами: как? Разберитесь сами в том, Где бутон, А где батон, Где бидон, А где питон. Ну, и где – бетон. (Н. Матвеева)

Спасибо за урок!