Формирование функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго вида Важенина Анна Александровна, учитель-дефектолог Менщикова Ирина Витальевна, учитель-дефектолог ГКСКОУ школа-интернат 25, г.Курган
Цель: изучить особенности формирования голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте, и разработать комплекс упражнений по развитию данного процесса. Задачи: 1. Выявить особенности голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте 2. Изучить литературу по проблеме 3. Разработать комплекс упражнений по формированию функции голосообразования у данной категории детей 4. Систематизировать методический материал по формированию голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте
Объект: процесс голосообразования у детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте Предмет: комплекс мер по формированию голоса у детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте
Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми Алмазова Е.С. Максимова И.А. Вильсон Д. Пфафенродт А.Н. Дмитриева Л.Б. Правдина О.В. Ермакова И.И. Рау Ф.Ф. Жинкина Н.И. Телеляева Л.М. Лаврова Е.В. Хватцев М.Е.
Развитие речевого дыхания «Бантики» «Песня ветра» «Ветерок»
Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани) Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком
«Игры для тигры»
Вызывание голоса Баюканье: а-а Поезд: у-у Пчела: з-з Самолет: в-в
Работа над тембром голоса Упражнения со звуком «М» Длительное произнесение слогов Счет от 1 до 5 Подражание тембру голоса героя.
Работа над силой голоса Послушай, как говорит учитель. Повтори тихо громко А___а по ПО то ТО, по ТО по ТО по ТО
Послушай, как говорит учитель. Повтори громко и тихо. топай-ТОП,топай-ТОП хлопай, хлопай: ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко А мне в ответ:«Ау! Ау!» тихо Горе кричу:«Ау! Ау!» громко Гора в ответ:«Ау! Ау!» тихо Пальчик о пальчик Тихо бьем. тихо А потом в ладоши Громко бьем. громко Хлопаем в ладоши: Бом-бом-бом. громко
Как ты будешь говорить? Далеко друг от друга Близко Очень близко
Работа над высотой голоса Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с учителем средним и низким голосом. А, О, У ПИ ТИ А, О, У ПИ ТИ
Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с ним. Изменяй голос от низкого к высокому, от высокого к низкому.
Произнесение звукоподражаний высоким, средним и низким голосом
Повторитак же. Дождик пёсенку поёт: Кап кап кап. Только кто её поймёт? Кап кап кап.
Маленькие ножки. Бежали по дорожке: Топ! Топ! Топ! (Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами). Большие ноги - Шли по дороге: Топ! Топ! Топ! (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
Диагностика сформированности функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго вида Исследование тембра 1. Прочитать знакомый текст Исследование силы голоса 1. Наблюдение за ребенком в процессе свободной игры 2. Произнесение гласных тихо и громко 3. Упражнения на изменение силы голоса Исследование высоты голоса 1. Длительное произнесение гласных звуков (а,о, у, э,и, ы) 2. Счет от 1 до Использование схематического изображения повышения и понижения голоса 4. «Далеко-близко» 5. «Тихо-громко»
Голосовая карта Фамилия, имя ребенка Возраст Диагноз Оценка состояние голоса Описание Способность модулировать голос: Речевое дыхание: Исследуемые характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса 1.Тембр 2. Высота основного тона 3. Сила Общая оценка голоса
Основными положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми 1. Необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса 2. Единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией 3. Максимальное использование остаточного слуха детей 4. Учет индивидуальных особенностей ребенка