Предложения к концепции разработки оценочных средств в системе высшего профессионального образования Проф. Н. И. Максимов
Предложения к концепции разработки оценочных средств в системе высшего профессионального образования Цель разработки системы: система оценочных средств должна обеспечить объективную оценку качества подготовки обучающихся и выпускников вузов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. (На первом этапе работы необходимо уточнить терминологию в области оценки результатов образования). Система оценочных средств включает в себя: - федеральные оценочные средства; - вузовские оценочные средства. Федеральные оценочные средства Федеральные оценочные средства создаются для оценки уровня сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций по каждому направлению подготовки (специальности).
Федеральные оценочные средства для оценки уровня сформированности общекультурных компетенций разрабатываются Координационным советом по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (председатель проф. Н. С. Кирабаев) с привлечением других специалистов (РАО, ИКВО МИСиС и др.). При этом определяются общекультурные компетенции, для которых целесообразно разрабатывать оценочные средства на федеральном уровне. Федеральные оценочные средства для оценки уровня сформированности общепрофессиональных компетенций разрабатываются учебно-методическими объединениями высших учебных заведений, рекомендуются соответствующим учебно-методическим советом и утверждаются Президиумом совета УМО. Основанием для разработки являются паспорта компетенций высших учебных заведений, реализующих данное направление подготовки (специальность) (выборочно).
Федеральные оценочные средства разрабатываются: - в тестовой форме (для оценки знаний); - в виде ситуационных задач (для оценки знаний и умений). Федеральные оценочные средства должны позволять при проведении процедуры оценки применение информационных технологий. Сертификацию оценочных средств организует Федеральный институт педагогических измерений (привлекаются другие сертификационные центры, например, университета управления _Челышкова М.Б.)
Вузовские оценочные средства Вузовская система оценки качества освоения сформированности компетенций включает в себя: - оценочные средства для входного контроля (по дисциплинам); - оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся ( по дисциплинам – для оценки знаний и умений); - оценочные средства для итоговой оценки сформированности компетенций ( для итоговой государственной аттестации). Оценочные средства для входного контроля разрабатываются по дисциплинам на основании рабочей программы дисциплин. Оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются по дисциплинам на основании карты компетенций. Оценочные средства для итоговой оценки сформированности компетенций на этапе для итоговой государственной аттестации разрабатываются на основе паспортов профессиональных компетенций. Разрабатываются для каждой профессиональной компетенции в соответствии с выбранным видом профессиональной деятельности.
Оценочные средства для входного контроля и для промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются в тестовой форме (для проверки знаний) или в виде задач ( для проверки знаний и умений). Оценочные средства для итоговой оценки сформированности компетенций включают в себя: - программу итогового государственного экзамена и соответствующие оценочные средства; - требования к выпускной квалификационной работе; - портфолио достижений выпускника за время обучения в высшем учебном заведении. Оценочные средства для итогового государственного экзамена разрабатываются в виде ситуационных задач, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности выпускника.
При проведении итогового государственного экзамена по направлению подготовки (специальности) возможно применение соответствующих федеральных оценочных средств. Программа итогового государственного экзамена, положение о выпускной квалификационной работе и положение о портфолио выпускника разрабатываются для каждого направления подготовки (специальности). Вузовская система оценки степени сформированности компетенций должна иметь положительное заключение сертифицированного эксперта соответствующего УМО (может быть двух экспертов из разных вузов?). Срок действия экспертного заключения совпадает с нормативным сроком освоения основной образовательной программы по очной форме обучения. Сертификацию экспертов по поручению Рособрнадзора проводит Гильдия экспертов в сфере профессионального образования.
На федеральном уровне разрабатываются Требования к вузовской системе оценки качества подготовки выпускников (степени сформированности компетенций) (Инструкция? Методические рекомнендации? Какой статус?). При экспертизе вузовской системы оценки степени сформированности компетенций проверяется выполнение требований этого документа. При наличии в вузе положительных экспертных заключений на систему оценки степени освоения обучающимися и выпускниками компетенций, положительных отзывов работодателей о качестве подготовки выпускников, при отсутствии рекламаций на организацию учебного процесса в вузе федеральная оценка знаний и умений по данному направлению подготовки (специальности) не проводится.