В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная сказка» ЩМР МО 2011 г.
1. Методическая разработка учебного занятия
Структура методической разработки учебного занятия В первой части определяются: 1.Дата проведения (указать, если необходимо). 2.Тема занятия. 3.Рекомендуемый возраст обучающихся (воспитанников ). 4.Тип занятия (зависит от цели организации занятия, содержания изучаемого материала и уровня обученности посещающих объединение: «изучения нового материала», «совершенствования знаний, умений и навыков», «обобщения и систематизации», «комбинированное», «контроля и коррекции знаний, умений и навыков»).
5. Цель занятия. 6. Задачи (обучения, воспитания, развития). 7. Место данного занятия в системе занятий. 8. Формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная. Традиционные формы организации деятельности: беседа, лекция, опрос, самостоятельная работа, кинозанятие, конференция, экскурсия, поход, игра; нетрадиционные интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия-соревнования (конкурсы, викторины и др.), занятия-фантазии (сказка, сюрприз, приключение) и др.)
9. Основные направления деятельности (указать, если есть необходимость, напр. – технологическая, культурологическая и др.). 10. Методы и приёмы работы (можно использовать классификацию методов: - «по источникам знаний»: практический (упражнение, опыт и т.д.), наглядный (показ, демонстрация и т.д.), словесный (рассказ, беседа, разъяснение), видеометод (просмотр кино-видео материалов и т.д.) - « по характеру познавательной деятельности»: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, объяснение, показ, инструктаж и тд.), репродуктивные (пример, демонстрация, упражнение и т.д.), проблемные (беседа, проблемная ситуация, обобщение, игра), частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа), исследовательские (исследовательское моделирование, проектирование и т.д.). - др.
11.Используемые образовательные технологии. 12. Дидактический материал. 13.Материально-техническое обеспечение (оборудование помещения, учебное оборудование - оснащение педагога и воспитанников, учебно- наглядные пособия).
Вторая часть - План-конспект учебного занятия. Структура плана-конспекта: 1.Организационный момент (готовность помещения, педагога, обучающихся к занятию)
2.Основная часть Основная часть включает: - сообщение темы занятия, - постановку цели и задач, - описание хода занятия с ссылками на используемые формы работы, образовательные технологии, методы и приёмы; - инструктаж по технике безопасности, - физкультминутку.
3.Подведение итогов (практическое применение усвоенного материала, анализ работы обучающихся на занятии) Список использованной литературы.
2. Самоанализ учебного занятия
1. Общие сведения: - краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; - оборудование учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др. - степень сложности вообще и для данной группы
2.Тема учебного занятия: - место в учебном курсе; 3.Обоснование постановки цели и задач учебного занятия: обучающий, воспитательный и развивающий аспект.
4.Содержание учебного занятия: - соответствует ли содержание занятия его цели; - проведена ли дидактическая обработка содержания; - как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей; - способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению; -формированию каких знаний и умений способствует материал.
5.Тип учебного занятия: - какой тип занятия избран; - место занятия в учебном курсе; - как осуществляется связь с предыдущими занятиями. 6.Структура учебного занятия: - каковы этапы учебного занятия; - их последовательность; - выделить главный этап и дать его характеристику; - как обеспечивалась целостность занятия.
7.Образовательные технологии, методы, приёмы обучения: - какие образовательные технологии использованы на занятии; - соответствуют ли применяемые методы цели занятия; - в какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей; - какова эффективность используемых методов и приёмов обучения.
8.Система работы педагога: - умение организовать работу детей; - управление группой; определение объема учебного материала; - поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии 9.Система работы обучающихся: - организованность, активность; - отношение к педагогу, предмету, уровень усвоения знаний и умений; творческое применение знаний и умений.
Использованная литература - Бюллетень программно-методических материалов для УДОД, 3, 2003 г.
10.Общие результаты учебного занятия: - выполнение запланированного объема; - мера реализации цели занятия; - общая оценка результатов и эффективности занятия; - рекомендации по улучшению качества учебного занятия.