педагог-психолог Орлова О.В. Факторы и критерии готовности учащихся к школьному обучению
Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к: развитию речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки и пр.- интеллектуальной готовности желанию учиться - мотивационной готовности произвольности поведения – волевой готовности децентрической позиции – коммуникативной готовности Подготовка к школе понимается повсеместно как обучение тем знаниям и умениям, которые дети должны получить в школе при обучении в 1 классе, но Важнейшим компонентам готовности к школьному обучению
Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета, - у 3540% из них не развита мелкая моторика - у 60% – устная речь - у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность НО
Критерии школьной готовности Интеллектуальная зрелость Эмоциональная зрелость Социальная зрелость
Интеллектуальная зрелость это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно- моторной координации. развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Ребенок должен: регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание Работать самостоятельно, без присутствия взрослого. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям. Эмоциональная зрелость
Социальная зрелость потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Причины неготовности детей к школе Недостаток в воспитательной среде. Недостатки соматического развития ребенка. Невротическое развитие характера. Пренатальное или постнатальное повреждение центральной нервной системы.
ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТА … Создать общий положительный образ школы. Не идеализировать школьные будни. Важно(!) чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как...