Путь героя к преступлению Урок литературы в 10 классе
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Ф.М.Достоевский Ф.М.Достоевский : «…ведь и мы ко всем вопросам прошли через Пушкина;ведь и для нас он был началом всего… Связь Достоевского и Пушкина в литературо- ведении считают парадоксальной. Так ли это?
Исследуем тему преступления в трагедии «Моцарт и Сальери» и романе «Преступление и наказание» Сальери:…я избран,чтоб его\ Остановить – не то мы все Погибли… Раскольников:…тварь ли я дрожащая или право имею? Идея:
…Звуки умертвив, \Музыку Я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию… Что пользы, если Моцарт будет жив… (Сальери) За одну жизнь – тысячи жизней,спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика…(Раскольников) Расчет
Самообман Сальери: «…нет правды на земле, но правды нет и выше…», «…что пользы, если Моцарт будет жив.» Раскольников: «…не переменятся люди и переделать их некому…», «…а может, бога и нет…».
Проверка Сальери: «…и больно и приятно, как будто тяжкий совершил я долг…» Раскольников: «…Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» Найдите сходство позиций двух героев!
Результаты сравнения позиций Ключ: самообман, основанный на неверии в бога: « если бога нет, то все позволено» и исходная идея пользы, одержимость страстью или идеей – точки соприкосновения позиций героев. Идея Расчет СамообманПроверка ?Путь героя к преступлению
Сравните финалы произведений Сальери: «…Но ужель он прав, и я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные» Раскольников: «я не старуху убил, я себя убил» «…я такая же точно вошь, как и все!» «…весь мир осужден в жертву какой-то моровой язве…» КРАХ
Почему финал произведения открытый?