Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Халяпина Л.Н.
Грамматические ошибки В структуре слова В структуре словосочетания В структуре предложения
I. Грамматические ошибки в структуре слова I. Грамматические ошибки в структуре слова пишущий или говорящий использует не тот суффикс или не ту приставку, «теряет» морфему, придумывает не существующие в языке слова и ничем это не мотивирует 1)Ошибки в словообразовании это неверное образование слова по имеющимся в языке моделям, когда пишущий или говорящий использует не тот суффикс или не ту приставку, «теряет» морфему, придумывает не существующие в языке слова и ничем это не мотивирует: раболепит, надсмехается, подскользнулся.
2) Ошибки в образовании форм слов появляются тогда, когда говорящий или пишущий изменяет слово так, как ему не свойственно. У каждой части речи есть свои трудные случаи формообразования. а) Имя существительное: образование формы множественного числа (инженера, договора); формы Р.п. множественного числа (дуплов, днов, носок, чулков). б) Имя прилагательное: образование формы степеней сравнения (более красивее, самый наилучший).
2) Ошибки в образовании форм слов появляются тогда, когда говорящий или пишущий изменяет слово так, как ему не свойственно. У каждой части речи есть свои трудные случаи формообразования. в) Местоимения: образование форм притяжательного местоимения их (ихний, ихнего); употребление начальной буквы «н» в местоимениях 3 лица (благодаря неё. вместо её). г) Имя числительное: склонение количественных числительных (с пятистами шестидесяти семью пассажирами); склонение порядковых числительных (в : двух тысяча восьмом году); использование собирательных числительных (двое подружек, обоими сестрами). д) Глаголы: использование просторечных форм (мяучит, меряет, щипит); образование форм 1 лица (победю, пылесосю); образование деепричастий (спя, едя).
II. Грамматические ошибки в структуре словосочетания. а) Нарушение норм согласования: вкусная повидла; описал виды спорта, нравящегося мне. б) Нарушение норм управления, то есть постановка зависимого слова в иной падеж (смеётся с меня, заведующая кафедры, скучал по вам), неправильное использование предлогов при образовании падежной формы зависимого слова (оплачивать за проезд).
III. Грамматические ошибки в структуре предложения. 1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Те, кто опоздали, ждали в коридоре: Для меня становится очевидным взаимосвязь темы и основной мысли текста). 2) Нарушения способа выражения сказуемого (Я шёл по улице, которая знакомая).
3) Ошибки в построении предложения с однородными членами: использование общего дополнения при однородных сказуемых тогда, когда они требуют разных падежей зависимого слова (Мы любим и увлекаемся футболом); использование в качестве однородных оборота и придаточного предложения (Это была книга, написанная братом и которую я так любил). 4) Ошибки в построении предложений с причастным оборотом (Летящие облака под нами).
5) Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом (Прочитав текст, мне кажется, что...; Войдя в подъезд, ключи у меня упали). 6) Ошибки в построении сложного предложения (Он сказал то, что это негуманно. Впечатления автора вылились на бумаге, которые он получил в детстве).
7) Ошибки в передаче чужой речи (Пушкин писал, что: «Я помню чудное мгновенье»), 8) Нарушение порядка слов в предложении (Он не только читал книги, но и газеты).
Информационые ресурсы 1. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение»: 9-й кл. - М.: АСТ: Астрель, 2009