школьников: что это значит?
Девиз: Учись смотреть в глаза друг другу! Учись друг друга понимать! Не осуждай чужого мненья! Умей другого понимать!
Гражданин Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во- вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех вас.
Ситуация 1 курении за пределами школы. Вопросы: 1. Личное ли это дело каждого? Почему? 2. Имеет ли право курить в общественном месте? Почему? 3. Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом? 4. Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы, права нарушает? 5. Какой вред он наносит государству? 6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём- то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.
Вопросы: 1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему? 2. Какое право здесь нарушено? 3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями? 4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть? 5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник? 6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?