«Информационно – коммуникационные технологии в начальной школе». Учитель информатики МКОУ Пискловская СОШ Л.Р.Алиханова
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.
«Информатика и информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)» введена в классах в качестве учебного модуля предмета «Технология».
Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования».) государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология»
Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Главной задачей учебного модуля «Информатика и ИКТ» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни
На первой ступени обучения реализуются следующие цели обучения: -формирование представлений об информационной картине мира; -формирование и развитие умений использования компьютера для получения, поиска, обработки и хранения информации; -формирование умений и навыков создания и преобразования информационных объектов с помощью компьютера; -пропедевтика понятий базового курса информатики; -формирование умений выполнять задание по плану (алгоритму).
Информатика и ИКТ. 3, 4 класс. Мой инструмент компьютер Автор: А. В. Горячев Издательство: Баласс Серия: Образовательная система "Школа 2100"
Цель: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников. Задачи: -Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах. -Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер». -Создание электронного пакета документов, необходимых учителю для организации обучения младших школьников работе на компьютере
1этап: организационно - подготовительный (первое полугодие г) Его содержание: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы, изучение программ начального общего образования, Базисного учебного плана и Федерального перечня учебников, повышение квалификации на курсах и семинарах. Завершился этап разработкой рабочих программ по Технологии (модуль «Практика работы на компьютере») для учащихся 3 и 4 классов.
Программы модуля «Практика работы на компьютере» рассчитаны на 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере.
Используются следующие технологии обучения : 1. Информационные, компьютерные ( вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»). 2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности ). 3. Здоровьесберегающие технологии ( соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий). 4. Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий.Информационные, компьютерные Игровые технологии ЗдоровьесберегающиетехнологииПроблемнопоисковыетехнологииметод
2 этап: содержательно - деятельностный (январь 2009 – май 2011 г). Его цель: отработка основных направлений деятельности по апробации и внедрению в учебно-воспитательный процесс учебников А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер»(3 и 4 класс ).
регламент урока: Организация класса. Инструктаж по ТБ – 5 мин. Объяснение нового материала. Работа с учебником. Просмотр презентаций – мин. Практическая работа на компьютере – мин. Выключение ПК. Итог урока. Оценки. Домашнее задание 5-10 мин В кабинете информатики имеются не только ПК, но и обычные ученические места.
домашнее задание основная цель – использовать полученные знания, умения и опыт информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, схемой, подготовка сообщения, поиск и подбор информации.
1. Электронные средства учебного назначения сообразно планированию курса. 2. Компьютерные азбуки и словари для ознакомления, работы с текстом. 3. Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы. 4. Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы. 5. Компьютерные мозаики. 6. Логические игры на компьютере. 8. Компьютерные практикумы с иллюстрациями и заданиямиЭлектронные средства учебного назначения сообразно планированию курсаКомпьютерные азбуки и словари для ознакомления, работы с текстомКомпьютерные раскраски геометрические конструкторыКомпьютерные мозаикиКомпьютерные практикумы иллюстрациямизаданиями Электронные средств учебного назначения
3 этап: презентационно - контрольный (май 2011 г). Цель: подвести итог и выявить перспективы дальнейшей работы. Главным результатом реализации программы можно считать приобретение учащимися опыта использования информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности, и как следствие - повышение уровня качества начального образования
-уровень подготовки и защиты учащимися проектов; -результаты тестирования; -уровень выполнения практических работ; -уровень самостоятельности при поиске информации в сети Интернет; -участие школьников 5 класса в олимпиаде УрФО( информатика, математика, ОБЖ, русский язык ), учащихся 3 класса ЭМУ- эрудит( информатика ), учащихся 4 класса УрФО( информатика ) информатика Подтверждением является:
использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся.
уроки ИКТ для учащихся - самые любимые и ожидаемые.