Тем : Тема урока : « Полемика о главном герое романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »: оригинал или пародия ?»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия? Подготовила и провела учитель МБОУ гимназия 44 Кушнарева Н.В. декабрь, 2012.
Advertisements

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках (Н.Н.Страхов, Д.И.Писарев, М.А.Антонович).
Модель итогово- обобщающего урока литературы, посвященного заключительному этапу изучения творчества А.С. Грибоедова (для учащихся 9 класса общеобразовательных.
Третье декабря Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева в 10 классе. Роман «Отцы и дети». Автор: учитель русского языка и литературы Судякова С.Ю.
Метод « Цветочная поляна» Цель - определить образовательные цели, выяснить ожидания и опасения, чтобы точнее разработать предметную направленность урока.
Урок в 10 классе Малевановой Ю.А.. Технический слайд: Роман «Отцы и дети» изучается в рамках монографической темы. Тематика предыдущего урока: «За невлюбленными.
Использование технологии «Дебаты» на уроках литературы в целях реализации компетентностного подхода.
Отчёт о работе группы г. «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)» Руководитель группы – Миркес М.М. («институт проблем.
Урок русского языка 8 класс Рассуждение на дискуссионную тему: «Как правильно вести полемику?» Презентация посвящена подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учитель английского языка МОУ СОШ 33 Шимина Нина Владимировна.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению.
Транксрипт:

Тем : Тема урока : « Полемика о главном герое романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »: оригинал или пародия ?»

Урок - дискуссия

Полемика Полемика ( греч. polemos война ) - острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому - либо вопросу. БСЭ Дискуссия ( от лат. discussio рассмотрение, исследование ) - обсуждение какого - либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе

Актуально использовать такие уроки: если произведение изначально задумано автором как полемическая проблема; если произведение изначально задумано автором как полемическая проблема; если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации; если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации; если основным композиционным приемом произведения является антитеза если основным композиционным приемом произведения является антитеза

Дискуссия предполагает: более глубокое, качественное усвоение литературного произведения; более глубокое, качественное усвоение литературного произведения; развитие у учащихся умения четко формулировать свою позицию; развитие у учащихся умения четко формулировать свою позицию; логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на текст; логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на текст;

развитие логического и критического мышления; развитие логического и критического мышления; приобретение умений и навыков ведения дискуссии с оппонентом; приобретение умений и навыков ведения дискуссии с оппонентом; формирование терпимости к различным взглядам; формирование терпимости к различным взглядам; умение рассматривать проблему с разных позиций; умение рассматривать проблему с разных позиций;

методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку; методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку; формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать собственное мнение, формулировать вопросы; формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать собственное мнение, формулировать вопросы; закрепление навыков поведения в ролевых играх закрепление навыков поведения в ролевых играх

Алгоритм ведения дискуссии (техника аквариума) постановка проблемы (исходит от учителя); постановка проблемы (исходит от учителя); деление класса на группы; деление класса на группы; выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы классу; выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы классу; группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения; группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения; представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу; представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу;

после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им вопросы для уточнения; после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им вопросы для уточнения; представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой; представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой; аквариумное обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения; аквариумное обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения; далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу); далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу); возможна работа аналитической группы и группы экспертов возможна работа аналитической группы и группы экспертов

+ техники аквариума: делается упор на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации; делается упор на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации; включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении; включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении; итог дискуссии - рефлексия итог дискуссии - рефлексия

Цели урока : 1. Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чём своеобразие их оценок ( Д. И. Писарев « Базаров », Н. Н. Страхов « И. С. Тургенев « Отцы и дети », М. А. Антонович « Асмодей нашего времени ») 1. Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чём своеобразие их оценок ( Д. И. Писарев « Базаров », Н. Н. Страхов « И. С. Тургенев « Отцы и дети », М. А. Антонович « Асмодей нашего времени ») 2. Определить и обосновать своё отношение к Базарову 3. Формировать дискуссионную культуру учащихся.

Предварительное домашнее задание: коллективное: законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова; коллективное: законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова; индивидуальное: посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»; индивидуальное: посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»; значение слов «оригинал», «пародия»; значение слов «оригинал», «пародия»; посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Дуня Смирнова посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Дуня Смирнова

Оригинал -1. То же что подлинник. О. портрета. О. статьи. 2. Непохожий на других, своеобразный человек, чудак ( разг.). Большой о. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой Пародия – 1. Комическое или сатирическое подражание кому - чему - н. П. на стихотворение.2. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего - н., карикатура на что - н. Жалкая п. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой

Для обсуждения группам предлагаются: Различные выдержки из статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени» Различные выдержки из статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»

Вопросы для обсуждения : 1. Какие из суждений оказались для вас неожиданными ? 2. Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию ? 3. Докажите, чья точка зрения вам ближе, с кем их критиков вы согласны или нет. Почему ?

«... карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура злостная » М. А. Антонович «… показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.» И. С. Тургенев

Анализ дискуссии (слово экспертам) План анализа: Назвать обсуждаемую проблему. Назвать обсуждаемую проблему. Показана ли представителем группы значимость проблемы. Показана ли представителем группы значимость проблемы. Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы. Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы. Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.) Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.) Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку. Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь. Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало). Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало). Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения. Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.

Сделаем выводы : 1. Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое ? Почему ? 2. Мой ответ критику … 3. Базаров оригинал, потому что … 4. Базаров пародия, потому что …