Урок литературы 10 класс. Цели урока Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко- философских взглядов Толстого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Барклай, зима иль русский Бог? (А.С.Пушкин)
Advertisements

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Автор презентации – Малолеева Т.А., учитель литературы МБОУ Дивеевской СОШ.
Историческая основа романа"Война и мир" Презентация Цыганкова Алексея, ученика 10 «Б»
Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Роман «Война и мир»: проблематика, образы, жанр. Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства.
Тема: Отечественная война 1812года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение 26/VIII/1812.
Курсовая работа Овчинниковой Светланы Николаевны Средняя школа 258 Колпинского района г.Санкт-Петербурга 2005 год.
Итоговый урок по 3 тому романа «Война и мир ». Турецкая армия.
Война 1812 года в судьбах героев Философия истории в романе- эпопее «Война и мир» Бородинское сражение- композиционный центр романа.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Тема: Изображение войны 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812года. Началась 24 июня в 2 часа ночи 1812 году.
«Отечественная война 1812 года» 200-летию Бородинской Битвы посвящается 1.
Его мы очень смирным знали, Когда не наши повара Орла двуглавого щипали У Бонапартова костра... Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение.
Урок истории 8 класс «Отечественная война 1812 года»
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Если скажут слово родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… Родина.
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
1.Начало войны. Планы и силы сторон. 2.Смоленское сражение. 3.Название Кутузова главнокомандующим. 4.Бородинское сражение. 5.Татуринский маневр. 6.Партизанское.
Транксрипт:

Урок литературы 10 класс

Цели урока Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко- философских взглядов Толстого о войне.

Эпиграф …между ними лежала …страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Том I, часть II, глава XIX.

Эпиграф «Миром – всем вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться»,- думала Наташа. Том III, часть II, глава XVIII.

Эпиграф Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие-нибудь. Граф Ростов, глава XX.

1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее) История создания романа

Изменения в мировоззрении писателя Сближение Л.Толстого с народной, мужицкой правдой Переход на позиции патриархального крестьянства Воплощение своего представления о народе в романе

Размышления Л.Толстого о народе воплощение представления о народе сцены народной жизни образ Платона Каратаева изменение взглядов отдельных героев

Отражение изменения взглядов Л.Толстого в романе Изменения в мировоззрении Изменения в структуре романа Появление публицистических глав в начале или конце романа

Композиционная роль публицистических рассуждений автора в романе Повесть о декабристе «мысль народная» Семейная хроника «мысль народная» Историческая хроника «мысль народная»

Работа с текстом (т.III, ч.I, гл.1) Главное историческое событие романа – Отечественная война 1812 года

Философия истории по Л.Толстому Что есть война, по мнению Л.Толстого? «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».

«Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его?»

Причины Отечественной войны 1812 года Интриги Англии Мнение Наполеона Мнение принца Ольденбургского Мнение купцовМнение военных Мнение легитимистов Мнение дипломатов Задание: продолжите перечисление причин войны 1812 года, указанных Л.Толстым в гл. 1 части 1 третьего тома

Исторические личности Петр Фридрих Людвиг Ольденбургский Наполеон I Бонапа́рт Александр I

Мнение Л.Толстого о влиянии личности на ход истории Происхождение исторического события Поступки отдельно взятых людей Желание или нежелание массы людей

Главный вывод Л.Толстого Историю делают не отдельные личности Историю делает народ

Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие, по мнению Л.Толстого? Должны совпасть интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение.

Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний? «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».

Каково отношение Л.Толстого к фатализму? «…событие должно свершиться только потому, что оно должно свершиться» «Фатализм в истории неизбежен для объяснения для объяснения неразумных явлений…»

Какую роль играет личность в истории, по мнению Л.Толстого? «царь есть раб истории» личность не играет ведущей роли в истории личность вынуждена покориться перед судьбой историческая личность только покорно следует за событиями, которые свершают народные массы Как вы относитесь к данному мнению Л.Толстого?

Кто, по мнению Л.Толстого, может победить в войне? Побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству. Не может победить французская армия, так как она подчиняется обожанию гения Бонапарта.

Переход французской армии через реку Неман. 22 июня 1812 г. (т.III, ч. I, гл.2)

Переправа через реку Неман Почему должны были «миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных?»

«На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».

Работа с текстом (т.III, ч. III, гл.1) Размышления Л.Толстого о движении масс в истории

Какой вывод делает Л.Толстой, рассуждая о движении масс в истории? «Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами».

Причины движения масс в войне 1812 г. (По Л.Толстому) Корыстное единство захватчиков Обожание императора, покорившего мир Французы Ненависть к захватчикам Любовь и привязанность к родной земле и людям, живущим на ней Русские

Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Отечественная война 1812 года для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

Изображение Отечественной войны 1812 года в романе «Война и мир» переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдача Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, партизанская война победоносное завершение войны.

Домашнее задание 1. Анализ сцен оставления русскими своих земель (по группам): Смоленск (т.3 ч. 2 гл. 1-4). Богучарово (т.3 ч. 2 гл. 8-14). Москва (т.3 ч. 3 гл. 5, 19-21). 2. Светское общество и война (т.3 ч.2 гл. 6) (индивид. задание).

Использованные ресурсы Золотарева И.В., Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. 2-е полугодие. – М.: «ВАКО», – с