Обращение к образцам и формам античности как к идеалу. Принцип рационализма. Культ разума. Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения. Соблюдение в драме единства времени, места и действия. Стремление запечатлеть существенные свойства жизненного явления. Обращение к общественной проблематике. Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности. Спрямленность подачи человеческих характеров. Идеализация героев Представители классицизма в России: А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, В.П.Сумароков, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин
Решение воспитательных задач посредством воздействия на чувства читателя. Дидактизм. Культ «естественных» чувств. Признание добродетели как природного свойства человека. Способность к состраданию как черта идеального человека. Обращение к повседневности и интерес к сельской теме. Создание идиллической картины действительности. Культ природы. Раскрытие богатства духовного мира простолюдина. Внимание к внутреннему миру человека Представители сентиментализма в России: А.Н.Радищев (отдельные черты творчества), В.А.Жуковский (раннее творчество), Н.М.Карамзин.
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному. Задача не воссоздания, а пересоздания действительности. Изображение исключительных характеров и необычных обстоятельствах. Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека. Утверждение человеческой индивидуальности. Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. Трагический разлад мечты и действительности. Признание недостижимости идеала. Романтическое двоемирие Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа) Представители романтизма в России: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин (отдельные периоды творчества), М.Ю.Лермонтов
XIX – XX вв. От лат. realis – действительный. Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в 19 в., реализм вв., «социалистический реализм». Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности. Правдивое отражение мира, широкий охват действительности. Историзм. Отношение к литературе как средству познания человеком себя и окружающего мира. Отношение связи человека и среды. Типизация характеров и обстоятельств Писатели-реалисты в России: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин и др. XIX – XX вв. От лат. realis – действительный. Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в 19 в., реализм вв., «социалистический реализм». Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности. Правдивое отражение мира, широкий охват действительности. Историзм. Отношение к литературе как средству познания человеком себя и окружающего мира. Отношение связи человека и среды. Типизация характеров и обстоятельств Писатели-реалисты в России: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин и др.
Задача создания новой художественной культуры, способной привести человечество к духовному возрождению. Попытки построения эстетической гармонии путем искусственного обеднения картин жизни. Отражение кризисного сознания: изоляция человека от окружающего мира, замкнутость, отчужденность, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества, абсурдность человеческого существования. Изображение человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу. Поиск новых форм выражения сокровенного мира личности. Установка на многообразие субъективных интерпретаций бытия Представители модернизма в России: Ф.Сологуб, Л.Андреев. В русской поэзии серебряного века модернизм представлен рядом художественных течений (символизм, акмеизм, футуризм) и творчеством поэтов, не примкнувших к какой-либо из поэтических школ
Свободный стих (верлибр) Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только членением на строки. «Она пришла с мороза, /Раскрасневшаяся./ Наполнила комнату/ Ароматом воздуха и духов…» (А.Блок) Силлабическая система (слоговая ) Разное число слогов в строке. Система неорганична русскому языку, для которого характерно ударение, не закрепленное за определенным слогом. Она просуществовала в русской культуре с 17 по 18 в. «Наука ободрана в лоскутах обшита/ Из всех почти домов с ругательством сбита./ Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,/ Как страдавши на море корабельной службы». (А.Д.Кантемир) Тоническая система (ударная) Разное количество ударных слогов в строке. Безударные группируются свободно. Акцентный стих Скрипка издергалась, упрашивая, / и вдруг разревелась,/ так по-детски,/ что барабан не выдержал…» (В.В.Маяковский) Свободный стих (верлибр) Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только членением на строки. «Она пришла с мороза, /Раскрасневшаяся./ Наполнила комнату/ Ароматом воздуха и духов…» (А.Блок) Силлабическая система (слоговая ) Разное число слогов в строке. Система неорганична русскому языку, для которого характерно ударение, не закрепленное за определенным слогом. Она просуществовала в русской культуре с 17 по 18 в. «Наука ободрана в лоскутах обшита/ Из всех почти домов с ругательством сбита./ Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,/ Как страдавши на море корабельной службы». (А.Д.Кантемир) Тоническая система (ударная) Разное количество ударных слогов в строке. Безударные группируются свободно. Акцентный стих Скрипка издергалась, упрашивая, / и вдруг разревелась,/ так по-детски,/ что барабан не выдержал…» (В.В.Маяковский) Народный стих М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Дольник Размер занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Соединяет в один стих двусложные и трехсложные размеры. А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…» Силлабо-тоническая система (слогоударная) Главная единица – стопа. В строке может быть от двух до шести стоп (другие случаи редки): например, двустопный хорей, четырехстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. Последовательная комбинация ударных и безударных слогов строго не выдерживается, система допускает отклонения: пиррихий – в стопе нет ударного слога (облегченная стопа); спондей – в стопе два ударения (утяжеленная стопа) Народный стих М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Дольник Размер занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Соединяет в один стих двусложные и трехсложные размеры. А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…» Силлабо-тоническая система (слогоударная) Главная единица – стопа. В строке может быть от двух до шести стоп (другие случаи редки): например, двустопный хорей, четырехстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. Последовательная комбинация ударных и безударных слогов строго не выдерживается, система допускает отклонения: пиррихий – в стопе нет ударного слога (облегченная стопа); спондей – в стопе два ударения (утяжеленная стопа)
ДВУСЛОЖН ЫЕ РАЗМЕРЫ ХОРЕЙ Ударение на нечетный слог «Мчатся тучи, вьются туч и…» ( А.С.Пушкин ) ЯМБ Ударение на четный слог «Мороз и солнце, день чудесный…» ( А.С.Пушкин ) ВОЛЬНЫЙ ХОРЕЙ И ЯМБ ( разностопный, т.е. допускающий разное количество стоп в строке ) А.С.Грибоедов «Горе от ума»
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ДАКТИЛЬ Ударение на первом слоге «Тучки небесные, вечные странники!..» (М.Ю.Лермонтоа) ГЕКЗАМЕТР В античном стихосложении: шестистопный дактиль с цезурой посередине; в русском переводе: сочетание дактиля с хореем – дольник. «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» (Гомер «Илиада») АМФИБРАХИЙ Ударение на втором слоге «Однажды в студеную зимнюю пору…» (Н.А.Некрасов) АНАПЕСТ Ударение на третьем слоге «На заре ты ее не буди…» (А.А.Фет)
ГРУППЫ РИФМ По положению в строфе ОХВАТНАЯ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА (абба) Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев) СМЕЖНАЯ РИФМА (аабб) Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей – В тихом предстань сновидении ей! (А.А.Фет) ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА (абаб) И вот сентябрь! И вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры. (Е.А.Баратынский) ГРУППЫ РИФМ По положению в строфе ОХВАТНАЯ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА (абба) Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев) СМЕЖНАЯ РИФМА (аабб) Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей – В тихом предстань сновидении ей! (А.А.Фет) ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА (абаб) И вот сентябрь! И вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры. (Е.А.Баратынский)
ЖЕНСКАЯ РИФМА Ударение на предпоследнем слоге: дрожала. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение на третьем слоге от конца: похаживал. МУЖСКАЯ РИФМА Ударение на последнем слоге: костер. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение на четвертом слоге от конца: прислушиваться. ОТКРЫТАЯ РИФМА Оканчивается гласным звуком: молва. ЗАКРЫТАЯ РИФМА Оканчивается согласным звуком: простор. ЖЕНСКАЯ РИФМА Ударение на предпоследнем слоге: дрожала. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение на третьем слоге от конца: похаживал. МУЖСКАЯ РИФМА Ударение на последнем слоге: костер. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение на четвертом слоге от конца: прислушиваться. ОТКРЫТАЯ РИФМА Оканчивается гласным звуком: молва. ЗАКРЫТАЯ РИФМА Оканчивается согласным звуком: простор.
БОГАТАЯ РИФМА Совпадение опорного звука, т.е. согласного, перед ударным гласным: дороги – строги. БЕДНАЯ РИФМА Несовпадение опорного звука: костер – хор. ТОЧНАЯ РИФМА Тождество всех звуков и по возможности букв: лежали – дрожали. НЕТОЧНАЯ РИФМА Несовпадение согласных звуков: больней – соловей. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА Несовпадение заударного гласного звука: много – Богу. БОГАТАЯ РИФМА Совпадение опорного звука, т.е. согласного, перед ударным гласным: дороги – строги. БЕДНАЯ РИФМА Несовпадение опорного звука: костер – хор. ТОЧНАЯ РИФМА Тождество всех звуков и по возможности букв: лежали – дрожали. НЕТОЧНАЯ РИФМА Несовпадение согласных звуков: больней – соловей. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА Несовпадение заударного гласного звука: много – Богу.