Презентацию выполнила: Дьяченко Ольга Николаевна Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «ООШ с.Кувыка»
6 класс Урок русского языка в 6 классе в начале года. Повторение изученного в 5 классе. Рассчитан на 2 часа
Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского
Женский родМужской родСредний род (Общий род) На а, я и мягкий согласный На согласный, ре дко на а, я На о, е Она мояОн мойОно моё Составляем вместе таблицу и беседуем. Задание. Определите род существительных и разнесите в соответствующие колонки. Растение, дорога, договор, зверь, росток, поросль, еда, бюро, время, уровень, область, юнга, кино, чудовище, радость, грязь, ягуар.
Что объединяет слова: неряха, староста, невежда, горемыка, умница, трудяга, врач? Добавьте эти слова в четвертую колонку
Существительные имеют два числа- единственное и множественное. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний. Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные и некоторые другие. Они имеют ед. и мн. числа.
Только форму ед.числа имеют: 1.вещественные: молоко, сметана и т.д. 2.отвлеченные: любовь, дружба и т.д. 3.собирательные: учительство, листва и т.д. 4.собственные: Кавказ, Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1.вещественные: чернила, очистки и т.д. 2.отвлеченные: каникулы, именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы: очки, сани и т.д. 4. собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. Ч., не определяется род и тип склонения.
Образуйте устно множественное число от существительных. Облако – (?), поле – (?), токарь – (?), нефть – (?).
Оказывается, не от всех существительных можно образовать множественное число. 2. Сейчас мы будем делать открытия. Открытие 1. Только форму единственного числа (запишем слова и вставим нужную букву). М…л….ко, см…тана, л…ства, кр…снота, б…нзин, учит…льство, л…бовь, дружба, Кавказ, Урал
Открытие 2. Только во множественном числе. Запишите, вставив нужные буквы. Оч(?)ки, брюки, им…нины, ч…рнила, (К,к)арпаты.
Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только единственного числа. Легкомыслие, невоспитанность, упорство. Задача, проблема, решение. Соглашение, утверждение, устройство
Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа. Васильки, колокольчики, ромашки. Кроссовки, туфли, сандалии. Джинсы, рейтузы, шорты.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. П. Вопрос. Ед.число. Мн.число. Икто? что?друг, книга.друзья, книги. Р.кого? чего?друга, книги.друзей, книг. Д.кому? чему?другу, книге.друзьям, книгам. В.кого? что?друга,книгу.друзей, книги. Т.кем? чем?другом, книгой. друзьями, книгами П.о ком? о чём?(о)друге, книге. (о)друзьях, книгах.
Все падежи кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно: 1.найти слово, от которого зависит существительное; 2.задать от этого слова к существительному падежный вопрос.
Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(-е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.
Задание 1. Определите падеж имён существительных, подставляя к ним вопрос. Такое же точно (……) золото отдельными (…….) блёстками тихо сверкает и в (……) трещинах старой (……)коры. Под (……) дубом, скрученным (…….) временем, (…..) ветрами, (…..) дождями, (…..) морозом и (…..) жарой в узловатого (…..) великана, спрятался (…..) домик. Грустные (…..) мысли наводит порывистый (…..) ветер, грустно стоять одному у размытой (…..) дороги, кто-то в (…..) телеге по (…..)ельнику едет и едет – позднее ( …..) время – спешат запоздалые (…..) дроги.
Задание 2. Спишите. Подчеркните подлежащее и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж. Всюду и везде трудя…ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд…ют новые машины. Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели.
Игра «Редактор» Какие ошибки допустил ученик в определении падежей? Один ученик так определял падеж существительного: Работа выполнена в тетрадке. Тетрадке – окончание -е, дательный падеж. В тетради не было ни каких исправлений. Тетради – окончание -и, родительный падеж.
По изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся: 1)существительные на –мя: бремя, время, знамя, стремя и т.д. (10 слов) 2)существительные мужского рода: путь.
1. УМК под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык, Практика. 6 класс», «Русский язык. Теория. 5-9 классы». М. Вентана-Граф, 2011 г. 2. Г.Н. Сычева. Русский язык в таблицах. Ростов-на- Дону: Изд. «Баро-пресс», 2009 г. 3. И.М. Стронская. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. С.-Пб.: Изд.дом «Литература», 2010 г.