Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу.
Волошин Максимилиан Александрович Писатель, художник, критик, переводчик. «Великий, мудрый и добрый человек» А. М. Цветаева
Золотой цвет Обозначает цвет Божественной жизни. Символически связан с идеей очищения страданием. Фрагмент иконы «Спас на престоле»
Ассист Воздушная эфирная плёнка золотых лучей, исходящих от божества Фрагмент иконы «Преображение»
Белый цвет Знак существования небесной силы, символ жизни, побеждающей смерть и зло. Символ источника жизни или Бога, нравственной чистоты. Фрагмент иконы «Отечество»
Красный цвет Символизирует кровь, пролитую христианскими мучениками, символ кровоточащих ран Христа. Божественное и царское достоинство. Фрагмент иконы «Борис и Глеб»
Синий цвет Напоминает о бесконечности. Его связывали с небом и Христом. Синий цвет обозначает вечную молодость, указывает на созерцательную жизнь отшельников и монахов. Фрагмент иконы «Преображение»
Зелёный цвет Символ жизни, возрождения юности, знак надежды. Возможно незрелости христианской веры Фрагмент иконы «Святой Георгий»
Фиолетовый цвет Связан с понятиями скромность, симпатия, страдание. Символ воскресения и вечной жизни. Фрагмент иконы «Покров Богоматери»
Черный цвет Знак противоположного Богу светоносного. Символ страданий, страха, греховной совести человека. Фрагмент иконы «Распятие»
М. Волошин Статья «Чему учат иконы?»
«Мастер акварели и поэт органически были слиты в Волошине и резко определяли его творческое своеобразие» В. Рождественский
Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры. В огне кустарники, и воды, как металл. А груды валунов и глыбы голых скал В размытых впадинах загадочны и хмуры. В крылатых сумерках – намёки и фигуры… Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал, Вот холм сомнительный… М. Волошин
Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры. В огне кустарники, и воды, как металл. М. Волошин
Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры, Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры. В огне кустарники, и воды, как металл. А груды валунов и глыбы голых скал В размытых впадинах загадочны и хмуры. В крылатых сумерках – намёки и фигуры… Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал, Вот холм сомнительный… М. Волошин
Дубы нерослые подъемлют облак крон, Таятся в толще скал теснины, ниши, гроты. И дождь, и ветр, и зной следы глухой работы На камни врезали. Источен горный склон, Расцвечен лишаем и мохом обрамлён, И стены высятся, как древние киоты; Здесь чернь и киноварь, там – пятна позолоты И лики стёртые неведомых икон… М. Волошин
Символика цвета в русской иконе, влияние иконописной традиции на литературу.