Цели урока : В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-семинар по теме: «Подгруппа азота». Девиз урока: « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)
Advertisements

Аммиак. Соли аммония.. Домашнее задание: § 23 4, 5; подготовится к практической работе стр
АММИАК и его свойства Цель урока: 1.Рассмотреть строение молекулы аммиака. 2. Познакомиться с понятием «водородная связь». 3. Изучить химические свойства.
Чтоб продукты не пропали Вам поможет аммиак, И растениям, конечно, Аммиак совсем не враг. Если обморок случился – Может в чувство привести, Вывести из.
1 2 Состав вещества Строение СвойстваПрименение Получение.
Аммиак «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» О.М. Нефёдов.
1 Выполнил: Лукашук Глеб Александрович. 2 Состав вещества Строение СвойстваПрименение Получение.
Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять.
МОУ ЩАПОВСКАЯ СОШ ПОДОЛЬСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ КОЛЕСНИКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА.
Добрый день! Рада видеть вас на уроке химии!. «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того,
Аммиак 1. Состав. Строение 3. Физические свойства 2. Получение аммиака в лаборатории в промышленности 4. Химические свойства 5. Применение 6. Тест.
Азот. Азот в природе. АЗОТ В ПРИРОДЕ АТМОСФЕРНЫЙ N 2 ; NO 2 В СОСТАВЕ ЖИВЫХ БЕЛКОВ ОРГАНИЗМОВ, В МИНЕРАЛАХ И ПОЧВЕ ВАЖНЕЙШИЕ АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ АММОФОС.
Азотная кислота и её соли Автор: учитель химии и биологии МОУ СОШ 3 города Волгореченска Костромской области Звёздочкина С.А.
Открытый урок по химии в 9 классе Тема урока: Подготовила Тюленева С.А. учитель химии -2010г-
Фосфор: Строение Аллотропия Физические свойства Химические свойства Получение Применение Оксид фосфора (III) Оксид фосфора (V) Фосфорные кислоты.
NH3 аммиак 9 класс
Обобщающий урок «Подгруппа азота». ЦЕЛИ : Обобщить и систематизировать знания по теме «Подгруппа азота» Продолжить развитие навыков составления уравнений.
ЦЕЛЬ УРОКА: изучение строения молекулы аммиака, его физических и химических свойств; определение роли аммиака и его производных в жизни человека, их применение;
Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест по химии Тест по химии VА подгруппа ПС химических элементов Начать тестирование Учитель.
Соли азотной кислоты, применение Девиз урока «Au, Na, Ar, Ne, It, Eu – Os, Ra,U, Db, In, Er, As Ni, Es C, Eu La Ь» Л. Н. Толстой.
Транксрипт:

Цели урока : В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений ; Умение в составлении ионных уравнений, окислительно - восстановительных реакций ; Навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Девиз урока : « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать » Гёте

Приветствуем участников игры : 1 команда « Азот »; 2 команда « Аммиак »; 3 команда « Азотная кислота »; 4 команда « Фосфор ».

1 конкурс « Презентация команд » Придумать девиз и сделать сообщение о веществе, которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах Оценка конкурса : 1 балл за сообщение ; 1 балл за девиз.

Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. - « ядовитый воздух » - « дефлогистированный воздух » - « испорченный воздух » - « удушливый воздух » - « безжизненный воздух » В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд В 1772 году английский химик Джозеф Пристли В 1773 году шведский химик - аптекарь Карл Шееле В 1774 году английский химик Генри Кавендиш В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье И это все об азоте

Азот образует прочные двухатомные молекулы N 2 с малым расстоянием между ядрами

Азот в соединениях может проявлять как отрицательную, так и положительную СО.

Газ, с характерным запахом. Газ, с характерным запахом. Легче воздуха Хорошо растворим в воде H2OH2O H2OH2O NH 3 Молекулярная кристаллическая решеткаАммиак

ПрименениеСвойства NH 3 Рассчитайте массовую долю азота в аммиачной селитре Запишите уравнение реакции разложения гидрокарбоната аммония Рассчитайте объем аммиака для приготовления 50г 5% - ного нашатырного спирта (при н.у.) Как осуществить превращения? NH 3 NO NO 2 HNO 3 Составьте окислительно- восстановительную реакцию взаимодействия хлорида аммония с оксидом меди. Какой объем при нормальных условиях будет занимать 1 кг жидкого аммиака. Аммиак содержит ценный для растений элемент - азот. Аммиак - газ. Аммиак имеет резкий запах. Взаимодействует с Кислородом. Аммиак - хороший восстановитель При испарении жидкого аммиака поглощается большое количество теплоты.

Азотная кислота

Одна связь с кислородом образуется по донорно - акцепторному механизму, но из - за близости расположения атомов в молекуле становятся равноценными. Одна связь с кислородом образуется по донорно - акцепторному механизму, но из - за близости расположения атомов в молекуле становятся равноценными.

Азотная кислота широко используется для производства азотных удобрений, искусственных волокон, органических красителей, лаков и взрывчатых веществ.

неметалл, Ar=31 V группа, главная подгруппа 3 период, 3 ряд степени окисления -3.0,+1,+3,+5. оксиды Р 2 О 3 и Р 2 О 5 - оба оксида кислотные Кислоты : H 3 PO 3 – фосфористая кислота H 3 PO 4 – фосфорная кислота летучее водородное соединение РН 3 - газ фосфин ( связь ковалентная почти неполярная ) Р Фосфор ( Phosphorus- C ветоносец ) Фосфор

8. Применение. Белый фосфор применяют для получения других его аллотропных модификаций, фосфорных кислот, фосфатов, как боевое зажигательное вещество, для изготовления ядохимикатов и медикаментов.

Красный фосфор применяют для изготовления спичек и как наполнитель ( пары ) в лампах накаливания для производства удобрений и кормовых добавок для животных.

История открытия. В поисках философского камня немецкий алхимик Х. Бранд занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приемнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так в 1669 году был открыт белый фосфор.

2 конкурс « Самый быстрый » 1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ « зловредным », а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т. е. « безжизненный »? 2. Чем обусловлена химическая инертность азота ? 3. В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов ?

2 конкурс « Самый быстрый » 4. Как получают азот в промышленности ? 5. Почему азот называют « элементом жизни »? 6. Что такое « нашатырный спирт »? Для чего его используют ? 7. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках ?

2 конкурс « Самый быстрый » 8. Каким способом следует собирать аммиак ? Почему ? 9. Как можно распознать аммиак ? 10. Что такое нашатырь ? Для чего его используют ? 11. Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония ? 12. Какие вещества называют селитрами ?

2 конкурс « Самый быстрый » 13. Какой газ называют « бурым »? 14. Что такое « ляпис »? 15. Что такое « царская водка »? 16. Какая из модификаций фосфора светится в темноте ? 17. На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя ?

По одному представителю от каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски. Оценка конкурса : Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов За каждую ошибку снижается по 1 баллу. 3 конкурс капитанов « Реши задачу »

Все члены команд разгадывают кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд поднимает руку и оформляет ответы на доске. (3 балла ). Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл ). Отвечающий получает индивидуальный балл : «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).

КРОССВОРД 1. Учёный, открывший фосфор. 2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал « элементом жизни и мысли »? 3. Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов ? 4. Какой фосфор светится в темноте ? 5. Газ, образующийся при разложении солей аммония. 6. Второе название хлорида аммония. 7. Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений ? 8. Газ, составная часть воздуха.

Какая из команд быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном тексте. Оценка конкурса : По 1 баллу за « пойманную » ошибку. 4 конкурс « Лови ошибку »

ТЕКСТ : «… Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты »

Решение задач : Задача 1 Дано :

Решение задач : Задача 1 Дано :

Оценка конкурса : Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по 5 баллов. Команды получают экспериментальное задание : две команды должны доказать опытным путём. 5 конкурс « Экспериментальный »

1. Доказать, что в состав сульфата аммония входят ионы аммония NH 4 + и сульфат - ионы SO 4 2- ; 2. Распознать среди выданных веществ : фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия. 1 пробирка 2 пробирка 3 пробирка

Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений и приступить к её решению у доски. 6 конкурс « Эстафета »

Каждому участнику семинара выполнить тестовую работу на выданных карточках. Необходимо выделить правильный ответ. Заключение Например : 1.Вопрос А ) Б ) В ) Г )