Информационная компетентность
Определения: Информационная компетентность - сложное индивидуально- психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств Информационная компетенция это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Информационная компетентность - готовность к использованию информационных ресурсов основанная на информационных компетенциях. Информационная компетентность ученика - особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в процессе учебной деятельности. Она обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Информационные компетенции предполагают умения: работать с устным и письменным текстом; составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, цитаты, доклад; составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, атласами, определителями; пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевиденье, видео-, аудиозаписи); пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.
Функции информационной компетентности в школьном образовании: 1.Отражением какого социального заказа является данная компетенция 2.Условием реализации каких личностных смыслов ученика она является 3.Какие реальные объекты окружающей действительности входят в круг данной компетенции 4.С какими знаниями связана данная компетенция 5.На решения каких образовательных задач направлена компетенция 6.В каких способах деятельности проявляется освоение данной компетенции 7.В каких учебных предметах (темах, разделах) имеет проявление 8.Каким должен быть минимальный опыт деятельности ученика, необходимый для освоения компетенции (краткая характеристика этого опыта, его объем 9.Минимальный уровень подготовленности выпускников в отношении данной компетенции
Социальный заказ Создание условий для развития члена информационного общества, способного оперативно реагировать на появление новых знаний, использовать информацию для достижения целей, приспосабливаться к динамике информационного пространства.
Условия реализации личностных смыслов ученика: необходимость при получении высшего и профессионального образования; становление и рост в профессиональной сфере, успешность в бизнесе и карьере.
Реальные объекты окружающей действительности, входящие в круг данной компетенции: все источники информации: книги, СМИ, аудио-, видео-, копировальная, множительная техника, цифровые носители, Интернет
Знания, с которыми связана данная компетенция Знание: языка; особенностей функционирования речи; закономерностей строения текста и расположения в нем информации; закономерностей построения графиков, диаграмм; составления таблиц, схем; структуры печатных изданий, библиотечных каталогов; разновидностей СМИ; возможностей электронной техники.
Образовательные задачи, на решение которых направлена компетенция: на формирование информационной и компьютерной грамотности умения работать с информацией актуализации знаний по школьным предметам, когда требуется работать в нестандартных условиях.
Способы деятельности, в которых проявляется освоение данной компетенции: при выполнении заданий поискового характера на уроке и во внеклассной работе; творческих и исследовательских работ; подготовке докладов, выступлений, сообщений.
Используется в предметах: Наиболее интенсивно на уроках информатики и гуманитарного цикла (практически в любой теме и любом разделе), далее – по степени убывания: естественнонаучные предметы, точные науки, технология и физическая культура.
Минимальный опыт деятельности ученика, необходимый для освоения компетенции: опыт анализа текстов различных стилей и различного содержания, а также создание собственных текстов учебного и практического характера; поиск необходимой литературы в библиотеке, поиск материала по заданной теме в СМИ, прослушивание и анализ аудиозаписей, просмотр и анализ видеопрограмм; создание поисковых и исследовательских работ в заданном или произвольно выбранном формате; опыт работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами
Минимальный уровень подготовленности выпускников в отношении данной компетенции: знание и понимание особенностей текстов различного стиля, других знаковых систем (таблиц, графиков, диаграмм), компьютера, ресурсов Интернета, умение извлекать из перечисленных источников необходимую информацию, выделять главное, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе, владение приемами работы с электронной техникой, элементарными рабочими компьютерными программами, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
. Основные составляющие данной компетенции: знать правовые нормы работы с информацией; знать принципы работы с информацией; иметь представление об информации как общем ресурсе, обладающем свойствами, правами доступа и зависящем от носителя; приобретение учащимися навыков работы с сервисами Интернет и другими источниками информации; выработка умения грамотно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии список источников информации об изучаемом объекте; формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания; формирование представления о правилах ведения обычной и электронной переписки и общения. уметь организовать свою деятельность для получения информации по оговоренной теме; уметь работать с информацией, представленной в электронном виде (информационные технологии); использовать компьютер как средство коммуникации (WWW, поисковая система, форум, ); умение работать с носителями информации (дискета, CD-диск, flash-память);
Готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области работы с источниками информации, информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию); обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации); интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление); оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации); создания информации (адаптация, сочинение информации)
Большая Семерка (Б7) Б7 – это модель информационной компетентности. Некоторые специалисты называют ее метакогнитивной структурой или стратегией решения информационных задач. Данная модель может успешно применяться во всех ситуациях, где деятельность человека предполагает активное использование информации. Она показывает, как универсальные навыки поиска и переработки информации с помощью современных технических средств могут быть интегрированы в систематический процесс, ориентированный на решение широкого круга практических задач.
Шаги Б7 1.ОпределениеОпределение 2.УправлениеУправление 3.ДоступДоступ 4.ИнтеграцияИнтеграция 5.ОценкаОценка 6.СозданиеСоздание 7.ПередачаПередача
Шаг 1. Определение Информационные технологии к шагу 1 1. Определить информационную проблему 2.Идентифицировать необходимую информацию 1. Веб-страница 2. Онлайновая дискуссия 3. Электронная почта 4. Чат в Интернете
Шаг 2. Управление Информационные технологии к шагу 2 1.Выявить все возможные источники 2.Выбрать наилучшие из них 1. Стратегии поиска в Интернете и в базах данных 2. Ключевые слова 3. Предметные рубрики 4. Фразы 5. Булева логика
Шаг 3. Доступ Информационные технологии к шагу 3 1.Найти соответствующий источник (теоретически или практически) 2.Найти нужную информацию внутри источников 1.Справочные разделы Интернета 2.Подписные базы данных 3.Электронная почта 4.Поисковые системы Интернета
Шаг 4. Интеграция Информационные технологии к шагу 4 1. Организовать материал, полученный из различных источников 2. Представить информацию должным образом 1. Мультимедийные презентации (PowerPoint, Hyperstudio, KidPix) 2. HTML 3. Вложения электронной почты 4. FTP
Шаг 5. Оценка Информационные технологии к шагу 5 1. Оценить качество продукта 2. Оценить эффективность работы 1.Скачивание и декомпрессия файлов 2.Прямое копирование фрагментов текста 3.Создание заметок с помощью текстового редактора 4.Использование электронных таблиц и баз данных для организации и анализа данных
Шаг 6. Создание Информационные технологии к шагу 6 1. Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации 2. Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы Можно адаптировать информацию для конкретных потребностей? Как грамотно цитировать источники? Как передать информацию для анализа?
Шаг 7. Передача Информационные технологии к шагу 7 1. Извлечь нужную информацию 2. Передать информацию Седьмой шаг Б7 является завершающим. Все этапы решения информационной задачи выполнены. Надо быть готовым к тому, что аналогичная задача, пусть в несколько иной форме, снова возникнет перед нами в недалеком будущем.
Использованные ресурсы 1.Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7). ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ. МОСКВА Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос" апреля Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Кико Ольга Николаевна. Средства и методы формирования информационной компетенции школьников при обучении истории. Выпускная работа. Оренбург
Автор Вырубова Светлана Алексеевна – учитель информатики школы 598 Приморского района Санкт- Петербурга 2012 г.