Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. Урок русского языка 11 класс
Цель урока 1.Повторить сведения об историзмах и архаизмах; 2.определить роль устаревших слов в художественном тексте; 3.совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями.
Готовимся к ЕГЭ Задание: Выпишите из § 44 с.151 учебника русского языка В.В.Бабайцевой высказывание А.И.Солженицына о способах обогащения языка.
Готовимся к ЕГЭ Работа с предложением Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утраченных богатств. А.И.Солженицын.
Задание А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в данном предложении? А. способ обогащения – восстановление Б. способ обогащения – восстановление богатств В. способ – восстановление Г. лучший способ - восстановление Ответ: В
Задание А10 Укажите верную характеристику данного предложения текста. А. сложное бессоюзное Б. сложноподчинённое В. простое с однородными членами Г. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями Ответ: В
Задание А11 1. Какой частью речи является слово «лучший»? А. имя прилагательное Б. действительное причастие В. страдательное причастие Г. наречие Ответ: А
Задание А11 2. Какой частью речи является слово «утраченных»? А. имя прилагательное Б. действительное причастие В. страдательное причастие Г. наречие Ответ: В
Задание А11 3. Какой частью речи является слово «прежде»? А. имя прилагательное Б. действительное причастие В. страдательное причастие Г. наречие Ответ: Г
Задание А12 Укажите значение слова «восстановление» в данном предложении. А. воспоминание Б. возвращение в прежнее состояние В. враждебное настроение Г. поправка Ответ: Б
Задание А16 Объясните правописание НН в словах «накопленных», «утраченных»: А. в полных причастиях всегда пишется НН Б. в полных причастиях с приставкой В. в кратких страдательных причастиях Г. в полных прилагательных Ответ: Б
Задание А24 Как объяснить постановку тире в данном предложении? А. тире в бессоюзном сложном предложении Б. тире в неполном предложении В. тире в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах Г. тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении Ответ: Г
Задание А30 Какое из слов в данном предложении использовано в переносном значении: А. богатства Б. способ В. восстановление Г. потом Ответ: А
Задание В2 Из данного предложения выпишите частицу. Ответ: это
Упр. 222 с. 250 Устаревшие слова АрхаизмыИсторизмы
Повторим изученное! Архаизмы - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. сей этот, зело очень, отрок подросток, юноша Историзмы – названия устаревших предметов. ендова, кольчуга, боярин
Научись различать! Архаический - свойственный старине (архаический взгляд). Архаичный - вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Работа со словарем устаревших слов Упр. 223 с. 250
Работа с таблицей АрхаизмыИсторизмы
Лексическое значение слова Шанцы – в России в XVII – XIX веках различные полевые укрепления; окопы.
Лексическое значение слова Рогатки – приспособление для преграждения доступа куда-либо в виде нескольких крестообразно сколоченных кольев.
Лексическое значение слова Бомбардир – в российской армии (артиллерии) XVIII– XIX веков солдатский чин (соответствующий рядовому или ефрейтору).
Лексическое значение слова Каторга – старинное гребное судно, род галеры.
Лексическое значение слова Летник – старинная летняя женская одежда с длинными широкими рукавами.
Лексическое значение слова Опашень – старинная верхняя мужская одежда, широкий долгополый кафтан с короткими широкими рукавами.
Лексическое значение слова Финифтяный (финифть) – эмаль, наносимая на металлические изделия с художественной целью.
Лексическое значение слова Подволока – старинный женский нарядный плащик.
Упр. 224 с. 251 Выполните морфемный разбор следующих слов: существовавших стоянках пересаживались путешествия передвижения предоставляемых
Домашнее задание Подготовка к входной контрольной работе через знакомство с проектом демо-версии на сайте ФИПИ.
Использованные ресурсы 1.Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык классы для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.:Дрофа, – с. 139 –