Из истории сонета.
Сонет стихотворение из 14 строк, обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Обязательно -14 строк. Катрен : a a b или b завязка темы a b b a Катрен : a a b или b a b b a Терцет : c c d Терцет : c или e развязка d d c e « сонетный замок »( самое важное суждение ) Размер - 5(6)- стопный ямб. Каждая строфа - завершённая картина.
Основные принципы построения сонета : утверждение ( тезис ); опровержение ( анти - тезис ); объяснение, указание противоречия ( синтез ); – вывод ( развязка ). А. С. Пушкин Мадонна. А. С. Пушкин Мадонна. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной : чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной : чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Запрет на переносы и на повторение слов в одном и том же значении ( не считая союзов и предлогов ). К сведению : Стихотворный перенос - несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части его в следующий ритмический отрезок ; например : « В ней вкус был образованный она Читала сочиненья Эмина...» ( Пушкин ) или « Никто мне не скажет : Куда ты Поехал, куда загадал ?» ( Фет ). Перенос особенным образом выделяет слова, несущие основную смысловую нагрузку, содействует созданию взволнованной речи
А. С. Пушкин. Сонет (1830)- каждая строфа - этап в истории сонета. Суровый Дант не презирал сонета ; В нем жар любви Петрарка изливал ; Игру его любил творец Макбета ; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. A B A B Сонет возник в Италии в 13 веке. Данте Алигьери ( )- сонеты Беатриче. Рацвета достиг в творчестве Ф. Петрарки (1304–1374), популярность которого способствовала распространению сонета в Европе ( сонеты Лауре ) Уильям Шекспир ( )- 154 сонета. Луиш ди Камоэнс (1524(5)- 1580)- португальский поэт эпохи Возрождения.
И в наши дни пленяет он поэта : Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. A B A B Вордсворт Уильям ( )- английский поэт - романтик.
Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал. C D Адам Мицкевич ( )- польский поэт - романтик.
У нас еще его не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. E D E Дельвиг Антон ( )- поэт, друг Пушкина. гекзаметр - античный стихотворный размер.
К. Бальмонт. Хвала сонету. Люблю тебя, законченность сонета, С надменною твоею красотой, Как правильную четкость силуэта Красавицы изысканно - простой, Чей стан воздушный, с грудью молодой, Хранит сиянье матового света, В волне волос недвижно - золотой, Чьей пышностью она полуодета. Да, истинный сонет таков, как ты, Пластическая радость красоты,- Но иногда он мстит своим напевом. И не однажды в сердце поражал Сонет несущий смерть, горящий гневом, Холодный, острый, меткий, как кинжал. Стихотворение называется « Хвала сонету ». Какой образ помогает поэту воздать хвалу ? На какие качества сонета указывает автор ? Каков размер ? (5- стопный ямб )
Гумилёв Николай Степанович. Сонет. Как конквистадор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам. Порою в небе смутном и беззвездном Растет туман … но я смеюсь и жду, И верю, как всегда, в мою звезду, Я, конквистадор в панцире железном. И если в этом мире не дано Нам расковать последнее звено, Пусть смерть приходит, я зову любую ! Я с нею буду биться до конца И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую. ( исп. conquistador завоеватель ) ( голубая лилия - символ мечты ) Стихотворение сюжетно связано со Средневековьем. Как образ голубой лилии соотносится с содержанием ? В преобладающих в Средневековье чёрном и красном синий цвет считался презираемым ( здесь - протест ) Какие завершённые картины даны ? 1- картина пути, сада жизни с радостями и опасностями. 2- картина неба и звезды ( расширение масштабов до вселенной ) 3- картина конца, смерти. 4- « сонетный замок »( картина борьбы, вызова судьбе, мечты ) В сонете есть отступление от нормы. Какое ? Для чего ? Повтор ( параллелизм )- усиление мысли автора : вызов, бой.
И. Северянин. Бунин. В его стихах - веселая капель, Откосы гор, блестящие слюдою, И спетая березой молодою Песнь солнышку. И вешних вод купель. Прозрачен стих, как северный апрель. То он бежит проточною водою, То теплится студеною звездою, В нем есть какой - то бодрый, трезвый хмель. Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака. Серая Ока. Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо ив мягкой стали. По отчужденной женщине тоска. Автор пытается представить образ Бунина через его творчество. Каким основным приёмом он пользуется ? Обыгрывание основных тем и образов Бунина ( усадьба, листопад, женщина, камин, собака, вино …) Какими средствами выразительности пользуется автор ? Метафора, сравнение, эпитет, оксюморон, олицетворение, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, звукопись … Как автор передаёт чёткость и лаконизм стиля Бунина ? Метафора ( Душа и воздух скованы в кристалле.)
У. Шекспир Сонет 130. ( перевод С. Маршака ) Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали. Сонеты Шекспира - одно из вершинных достижений лирики. В книге З. Т. Гражданской « От Шекспира до Шоу » написано, что « сохранилось 154 сонета Шекспира. Первые 126 посвящены другу поэта последние 28 – возлюбленной, смуглой черноволосой даме. Проверочная работа : Проследите, в чём поэт точно следует требованиям к сонету, а в чём от них отступает ?
Ключ. Отступления от нормы : 1. Сонеты Шекспира отличаются формой построения от сонетов итальянских поэтов (3 строфы в форме катрена с перекрёстной рифмовкой и последние 2 строки связаны парной рифмовкой ). Соблюдены : строк. 2. перекрёстная рифмовка катренов. 3. основные принципы построения сонета : утверждение ( Героиня не совершенна.) опровержение ( Она не богиня, а земная женщина.) объяснение ( Героиня всё - таки прекрасна для поэта.) 4. « сонетный замок » 5. стихотворный размер - 5- стопный ямб.