Шайхиева Надежда Ивановна, учитель изобразительного искусства МОБУ СОШ3 им.Ю.Гагарина г. Таганрога Ростовской области
Этапы развития древнегреческой скульптуры: АрхаикаКлассикаЭллинизм
КОРА (от греч. kore девушка), 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах. КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики - статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).
Скульптуры куросов -Высота статуи до 3 метров; -Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья; -Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела. -Лица лишены индивидуальности; -Выставлялись в общественных местах, вблизи от храмов;
Скульптуры кор -Воплощали изысканность и утончённость; -Позы однообразны и статичны; -Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям; -Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. -На лице загадочная улыбка
1. Гимн величию и духовной мощи Человека; 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения; 3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н.э.) ХИАЗМ, в изобразительном искусстве изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.
Идеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста; Лицо и кисти руки 1/10 часть Ступня – 1/6 часть
Скульптор Мирон. Дискобол. (5 в.до н.э.) Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности.
IV в. до н.э. 1. Стремились к передаче энергичных действий; 2. Передавали чувства и переживания человека: - страсть - страсть - грусть - грусть - мечтательность - мечтательность - влюблённость - влюблённость - неистовство - неистовство - отчаяние - отчаяние - страдание - страдание - горе - горе Менада. 4 в. до н.э.
Скопас ( гг. до н.э.) Голова раненого воина. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.
Пракситель ( гг. до н.э.) Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд.
Лисипп. Голова Александра Македонского Около 330 до н.э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330-х гг. до н.э..
Лисипп. «Отдыхающий Гермес». 2-я половина 4 в. до н. э.
Леохар Леохар. «Аполлон Бельведерский». Середина 4в. до н. э.
В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность
Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н.э. Лувр, Париж В час моего ночного бреда Ты возникаешь пред глазами – Самофракийская Победа С простертыми вперед руками. Спугнув безмолвие ночное, Рождает головокруженье Твоё крылатое, слепое, Неудержимое стремленье. В твоём безумно-светлом взгляде взгляде Смеётся что-то, пламенея, И наши тени мчатся сзади, Поспеть за ними не умея.
Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н.э. Мрамор.
Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей». Мрамор. Около 50 до н. э.