1 «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской К урс эффективного общения. Реализует требования стандарта по русскому языку по формированию коммуникативной компетенции. Учебным пособиям присвоены грифы «Рекомендовано» или «Допущено» Министерством Образования и науки Российской Федерации.
2 Автор концепции, программы «Риторика в школе» – профессор, доктор пед. наук Таиса Алексеевна Ладыженская
3 Учебные пособия: «Детская риторика» (1 – 4 классы) «Школьная риторика (5 – 7 классы) «Риторика» (8 – 11 классы)
4 О предмете «Школьная риторика» О предмете «Школьная риторика» Школьная риторика учит эффективному (успешному) общению, в том числе речевым жанрам – Успешное общение – такое, при котором достигается цель речевого взаимодействия (практического или духовного плана)
5 Задачи общения могут быть выражены глаголами речи: сообщить, информировать, пересказать; попросить, поблагодарить, поздравить, познакомиться, утешить; посоветовать, поделиться мыслями, чувствами, предупредить и т.д.
6 Компоненты речевой ситуации Зачем, с какой целью? Кто? Кому?
7 Компоненты речевой ситуации Зачем, с какой целью? Кто? ЧТО? Где? Как? Когда? Кому?
8 Речевой жанр Речевой жанр как разновидность текста имеет признаки текста, но кроме этих признаков имеет и свои особенности. Речевой жанр как текст ярко выраженной коммуникативной направленности реализуется говорящими и пишущими в соответствии с их коммуникативной задачей, ролевыми характеристиками коммуникантов и различными обстоятельствами общения (в том числе временем и местом общения).
9 Речевые жанры в школьной риторике: Информационные (инф. сообщение, устный ответ, доклад, объявление, заявление и т.д.); Воздействующие (благодарность, просьба, поздравление, совет, беседа (друж.) и т.д.); Информационно-воздействующие (дискуссия, отзыв, рецензия, афиша, заметка и т.д.). Актуальны и востребованы в жизни школьников и выпускников.
10 В программу обучения речевым жанрам включаются не только понятие о речевом жанре, сведения о различных жанрах, актуальных для школьников, но и работа над текстом как целостным речевым произведением. Эта работа способствует формированию ряда важных общеучебных умений (выделять главное, извлекать нужную информацию, осуществлять компрессию текста и т.д.).
11 Для развития коммуникативных умений применяются следующие методы и приемы Риторический анализ (умение анализировать примеры общения, успешность речевого взаимодействия и т.д.) Риторические задачи (умение общаться в разных жизненных ситуациях, реализовывать эффективные в данной ситуации речевые жанры и т.д.) Риторические игры
12 Ладыженская Наталия Вениаминовна, канд.пед.наук, старший научный сотрудник Академии образования РФ