Иконопись
План конференции Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Особенности творческой манеры живописи с представлением картин иконописцев Особенности творческой манеры живописи с представлением картин иконописцев Обсуждение услышанного, критика и защита произведений выдающихся иконописцев Обсуждение услышанного, критика и защита произведений выдающихся иконописцев
Регламент выступлений 3-4 мин. – вступление 3-4 мин. – вступление 15 мин. – представление иконописцев (каждому по 5 минут в общем) 15 мин. – представление иконописцев (каждому по 5 минут в общем) 20 мин. – дискуссия по услышанному 20 мин. – дискуссия по услышанному 5 мин. – заключение, подведение итогов обсуждений 5 мин. – заключение, подведение итогов обсуждений
Феофан Грек Сведения о жизни (ок – 1410 гг.)
Пантократор. Фреска. XIV в. Церковь Спаса на Ильине. Новгород.
Старец Макарий Египетский г.
Троица Ветхозаветная г. фреска в северо-западной угловой камере на хорах
Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" 90-е годы XIV века. Москва, Государственная Третьяковская Галерея 1378 г. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей Для его фресковых росписей характерна «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии В честь Феофана Грека выпущена памятная монета Банка России
Энергичная, стремительная манера письмаЭнергичная, стремительная манера письма Суровый, грозный аскетизмСуровый, грозный аскетизм Колорит красно-желто-коричневыйКолорит красно-желто-коричневый Резкие пробелы, «перистые» линииРезкие пробелы, «перистые» линии Техника светотени (для эффекта объемности изображения)Техника светотени (для эффекта объемности изображения) Особенности техники Феофана Грека:
Андрей Рублёв Сведения о жизни (около 1340/ октября 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре)
Троица гг.
Звенигородский Спас. Начало XV в. Гос. Третьяковская галерея. Москва.
Спас в силах г. Гос. Третьяковская галерея. Москва.
Благовещение.
Андрей Рублев и Даниил Черный. Святой Зосима. Фреска в Успенском соборе Владимира. Начало XV в.
В творениях Рублева царят тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души В творениях Рублева царят тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души Преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование Преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте Особенности техники Андрей Рублева:
Дионисий Сведения о жизни (ок – 1503 гг.)
Ферапонтово. За покоем ТВЕРДЫНИ. Начало XVI в.
Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» на северной стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502
Московская школа живописи Произведения отличаются утонченным пропорциями удлиненных фигур, стремление к грандиозности и изяществу нежные, светлые оттенки (ок. 40 оттенков) Особенности техники Дионисия: