Изучение раздела «Синтаксис» в 8-9-х классах (на материале русских пословиц) Голубева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ гимназии 77
Пословица как основная дидактическая единица на уроках русского языка Принятие за дидактическую единицу пословицы способствует более успешному овладению учащимися знаниями, умениями и навыками в области синтаксиса, а также усилению коммуникативной направленности обучения.
Каким должен быть языковой материал на уроках по изучению «синтаксиса»? 1. «Нужно подбирать такой языковой материал, который позволяет создать на уроке атмосферу культа русского языка». 2. Материал должен способствовать нравственному, духовному воспитанию. 3. Дидактический материал должен прививать уважение и интерес к национальной культуре.
Элементы педагогической технологии по синтаксису
IV этап – этап контроля и коррекции Цель: контроль и коррекция знаний учащихся. III этап – этап реализации Цель: употребление всех видов предложений в собственной речи в соответствии с целями и задачами высказывания; умение разворачивать пословицу в текст и сворачивать текст в пословицу. II этап – этап планирования Цель: продолжить формирование умений, составление по определённому образцу простых и сложных предложений. I этап – этап ориентировки знаний Цель: овладение учащимися понятиями «словосочетание» и «предложение», «подлежащее», «сказуемое», «односоставное предложение», «двусоставное предложение» и др., осознание их признаков, коммуникативной значимости и роли в создании речевого произведения.
I этап – нахождение в пословицах ответов на вопросы учителя, объяснение новых терминов и др. Используются задания типа: определите, чем выражено подлежащее или сказуемое; найдите пословицы, в которых подлежащее выражено местоимением; определите роль использования односоставных предложений в пословицах и т.д. II этап – предлагаются задания типа: сконструируйте предложения, перестройте СПП в БСП, составьте предложения, соответствующие схемам, и др. III этап – предлагаются задания типа: написать заключительную часть текста, включив пословицу; составить текст по данному началу; написать мини-сочинение на заданную тему; «свернуть» текст в пословицу или «развернуть» пословицу в текст и т.д. IV этап – предлагаются тесты, контрольные карточки. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ