«Одноименные стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.
Advertisements

«Алёнушка» Сопоставление произведений В.М.Васнецов «Алёнушка» Д.Б.Кедрин «Алёнушка» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 9 г.о.Коломна.
Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
Салина Ольга Васильевна. Цели и задачи проекта: Развивать навыки чтения; Уметь сравнивать и анализировать; Научиться видеть и понимать прекрасное вокруг;
Урок литературы в 6-м классе по теме «В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения "Черемуха"»
Проникновение в тайну слова Константин Бальмонт «Золотая рыбка»
Литература – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет или рассказ – Вы учите их – они учат вас!
Поэты XX века о Родной природе А.Блок «Летний вечер»; «О как безумно за окном…» А.Блок «Летний вечер»; «О как безумно за окном…»
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…» Александр Блок.
Интегрированная мастерская «Вот что-то к саду подошло…»
Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Аленушка» Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 Сурмина И. Г. г. Кемерово 2008г.
А.С.Пушкин об осени. Осень в звуках и красках. Сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы. ( интегрированный урок: литературное.
«Пять веселых уроков» 1 класс Урок - игра. Цель урока: Формирование умений работать в группах, применять учениками комплексных знаний, умений и навыков.
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Наша речь полна величья, Наша речь полна величья, гордой простоты, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, В ней прекрасных слов богатство,
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
Глубина поэтического мира Есенина
Почему песни о далеких грозных годах звучат и сегодня, потрясая сердца? Стихи и песни о великой отечественной войне
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Транксрипт:

«Одноименные стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.

Цели урока: 1.Обучающая: формировать навыки сравнительного анализа стихотворений. показать связи литературы с другими видами искусства; обогатить словарный запас пятиклассников. 2.Развивающая: формировать в каждом ученике творческого читателя, тонкого ценителя искусства; развивать коммуникативную, речевую деятельность учащихся. 3.Воспитательная: прививать интерес к искусству; воспитывать чувство прекрасного.

Как вы понимаете тему урока. Стихотворение с одинаковым именем, названием. Дмитрий Борисович Кедрин ( ) Александр Андреевич Прокофьев ( )

Догадались, как называется стихотворение…. Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю, Про Золушку простую, Про рыбку золотую И про бессмертного Кащея… Но лишь одна пришлась по сердцу. Нам эта сказка часто снится, Мы очень любим слушать, Как братика Ванюшу Спасает старшая сестрица… Картина «Алёнушка». В. Васнецов.

Словарная работа. Дмитрий Борисович Кедрин ( Стойбище – 1. в Сибири: временная стоянка кочевников; 2. место отдыха животных, находящихся на пастбищах. Вотчина – 1. в России – родословное наследственное земельное владение; 2. разговорное: место, где кто – либо чувствует себя полновластным хозяином. Нетленная – 1. не поверженная тлению, никогда не исчезающая, вечная. Омут - 1. глубокая яма на дне озера.«Алёнушка».

Родина Царевна Несмеяна Стойбище осеннего тумана Вотчина ночного соловья Метафоры. Мир особый, не познанный нами. Назовите основные образы.

Какую картину нарисовал автор? Стойбище Вотчина сравнивается Кочевники на ночлеге В тумане видим странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. ТаинственнаяжизньТаинственнаяжизнь Песня соловья Песня любви, будет безраздельно владеть русской землей

Почему поэт Родину называет неяркой? Лихая сила – Глухая околица – Ножичек сапожный – Нетленная краса разбойники изгородь вокруг селения, никто не увидит нож за голенищем красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Алёнушки. Глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

Из истории написания стихотворения. Стихотворение «Алёнушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения? Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу. Воспоминание о сказочно - далёком детстве.

«Алёнушка». Какую картину вы видите в этом стихотворении? Пруд- Милая Алёнушка – Кукушка, солнце, тропинка - А. А. Прокофьев ( ) «заглохший весь в зелёной ряске», «тростник качается», «мертва вода». «прост венок», «красен от гвоздик, от лилий бел»; «платье синее»- «тополиный пух». «щедро золотые обручи кладёт». Осмысление картины Васнецова: очарование.

Сравните картину Васнецова и стихотворение Прокофьева. Похожи ли они? Общее. «пруд заглохший», « тростник качается», «мертва вода». Цвет: зелёный. Различие «прост венок», «тополиный пух», «платье синее», сосна, тропинка солнечные лучи, отражающиеся в воде, золотые обручи. Цвет: красный, синий, белый, золотой. Надежда на счастье.

Как автор сближает образ Родины со сказочными мотивами? Эпитеты – Олицетворения – Метафоры – Сравнения – Звукопись – Недосказанность, раздумья – «Родина неяркая». «Сила лихая». «Заглохший пруд». «Ты вынесла». «Тропинка ведёт». «Вотчина ночного соловья». «Золотые обручи». «Как в сказке… Алёнушка сидит». «Кукушка на сосне кукует». Песенку Алёнушки поёшь….

Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины В. Васнецова «Алёнушка»? Близки по настроению, но разные по содержанию. Д.Кедрин и А. Прокофьев выразили своё впечатление от картины, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

«Синквейн». Родная земля. Таинственная нетленная Не умрёт вынесла очаровывает Поэт надеется на счастье Родина

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение на выбор. Выполнила: Монгуш Е.М., учитель русского языка и литературы.

Использованные материалы. Ерёмина О.А. Поурочное планирование. Иллюстрации: ресурсы Интернета.