1 Детская одаренность Семинар г. МБОУ «Кузнеченская СОШ»
2 Что такое «одаренность»? Одаренность – суммарное, общее личностное свойство человека. Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
3 Одаренность «общая» «специальная» «актуальная» «потенциальная» Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить "природный дар" в выдающийся талант.
СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ: 4 детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в опреде- ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно %, то к четырнадцати годам %, а к семнадцати только %. 5
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта. По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются. 6
СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ Первая сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %. Третья собственно одаренные (15 25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) 7
ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый. 8
«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ» 9 Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи. Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ» 10 Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Неприязнь к школе Игровые интересы. Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 11
12 ПРИЧИНЫ УЯЗВИМОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Стремление к совершенству Ощущение неуязвимости Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. 13
1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, «на лету» схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. 14
КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ? 1. Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. 2. Если же вы не попали в эту категорию не расстраивайтесь, психолог всегда рад прийти Вам на помощь. 15
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 16
Предметные олимпиады В школьном туре (1этап) приняли участие – кл. В миниципальном туре(2 этап) приняли участие 9 – 11 кл. Итоги 2 этапа: победители – 9 человек призеры – 3 человека
Егорова П.В.11Савченко В.М.экономика43 призер1 Медведев О.В.10 Курс О. И.биология46призер4 Шилов М. Н.11Савченко В.М.география16призер3 Шилов М.Н.11Савченко В.МОБЖ135призер5 Кузнецов В.И.10Савченко В.МОБЖ130призер6 Вилкова А.В.11Смолева Н.А.обществозн29призер13 Клепикова Т.А.9Зикункова С.ЕФизкуль-ра9,5Призер1 Авилов В.А.8Стрыкова Н.П.Физкуль-ра8Побед1 Полякова М.В.8Стрыкова Н.ПФизкуль-ра7Побед1 Титов В.А.8Стрыкова Н.ПФизкуль-ра8Побед.1 Егорова П.В.11Курс О.И.химия5,5призер1 Кузнецов В.И.10Курс О.И.химия6призер1 Итоги муниципального тура олимпиад 5-11 кл
УчастникиКлас с УчительПредметКол-во баллов Место 1 Пучков Денис 3 Подвигина И.В. Матема – тика Вишнева Анжела 3 Подвигина И.В. Русский язык Ивченков Семен 4 Кузнецов а О.В. Матема- тика Суворов Роман 4 Кузнецов а О.В. Русский язык Итоги муниципального тура олимпиад 3 – 4 кл
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Спортивные достижения школьников Внеурочная деятельность учащихся