Методический семинар Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.
Портфолио- индивидуальная накопительная оценка. Это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускников школы.
Цель портфолио: дать возможность учащимся доказать свою конкурентно способность при выборе профиля, а затем на рынке труда. Задачи: - Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников; - Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; - Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки учителя на самооценку школьника Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Функции портфолио: Диагностическая: фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагание: поддерживает учебные цели Мотивационная: поощряет результаты учащихся Содержательная: раскрывает спектр выполненных работ Развивающая: обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году Рейтинговая: показывает диапазон навыков и умений
Содержание портфолио Титульный лист. Фамилия Имя Отчество Школа Класс Период, за который представлены документы с года по года Личная подпись школьника
Раздел первый.Официальные документы Перечень представленных в портфолио официальных документов. 1 2 Аттестат, сертификаты, свидетельства, грамоты.
Раздел второй. 2.1.Курсы по выбору. Название курса по выбору Количество часов Отмет ка Под- пись препо- давате ля планфакт 1 2 Итого: общее количество учебных часов
2.2.Дополнительное образование ГодНаименование учреждения Творческое объединение (кружок, секция)
2.3.Творческие работы ( рефераты, исследовательские работы) ГодНазвание творческой работы,ее вид ФИО учителя Наличие отзыва
2.4.Карта достижений учащихся ГодВнеурочная деятельность Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях,конкурсах Круж- ки Спор- тив- ные сек- ции Вне- школь ные учреж дения школарайонкрайРос- сия
Раздел третий. Отзывы, рекомендации 3.1. Отзывы 3.2. Мои жизненные планы: - Интересы - Хобби - Предпочтения - Наиболее успешные виды деятельности - Предпочитаемые предметы
Рекомендации для учащихся при работе с портфолио Не ленитесь собирать материалы для портфолио; Не стесняйтесь предъявлять свои достижения и успехи; Учитесь гордиться своими достижениями и успехами; Задумывайтесь о целесообразности тех документов и материалов, которыми наполняете портфель; Ведите портфолио аккуратно; Помните, по портфолио будут судить о некоторых ваших деловых и личностных качествах. Смотри приложение.
Технология Портфолио Предостережение от ошибок.
Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио Школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. При формировании портфолио родители и педагоги не должны пытаться включить в него те или иные материалы
Сбор материалов взрослыми, а не ребенком Распространенный случай, когда сбором материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники « по его поручению» или даже «по его требованию»
Отказ ребенку в помощи при формировании Портфолио Взрослым следует активно помогать ребенку при формировании портфолио( посовето- вать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовиться и выступить с докладом или сообщением и т.д., стимулировать активность школьников.
Соблюдение принципа «золотой середины». следует всячески стимулировать собственную активность школьника. направлять его в ту или иную сторону, открывать ему разные возможности для самореализации Оказывать психологическую и практическую помощь.
Игнорирование системы дополнительного и профессионального образования. Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.
Формальный подход к Портфолио- «соревнование за количество» Следует помнить, что главное в технологии Портфолио- помочь ученику определиться в том, каковы его истинные интересы и возмож- ности, а не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов.
Вместо систематической работы над Портфолио- разовая акция. Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении сей последующей жизни.
Когда вместо свободного Портфолио- характеристика от классного руководителя или педсовета. Включать или не включать характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы Портфолио- дело самого ребенка.
Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио Главное для Портфолио- содержание, а не внешняя красота. Следует выдержать - стиль оформления, - схему заполнения портфолио: титульный лист и основные разделы. Портфолио должен быть оформлен аккуратно.