Основные этапы решения задач на компьютере
Первый этап – постановка задачи. На этом этапе участвует человек, хорошо представляющий предметную область задачи. Он должен четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи и предложить общий подход к её решению.
Второй этап – математическое или информационное моделирование. Цель этого этапа – создать такую математическую модель решаемой задачи, которая может быть реализована в компьютере.
Третий этап - алгоритмизация задачи. На основе математического описания необходимо разработать алгоритм решения.
Четвертый этап – программирование. Программой называется план действий, подлежащих выполнению некоторым исполнителем, в качестве которого может выступать компьютер. Составление программы обеспечивает возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной задачи исполнителем – компьютером.
Пятый этап - ввод программы и исходных данных в ЭВМ. Программа и исходные данные вводятся в ЭВМ с клавиатуры с помощью редактора текстов, и для постоянного хранения осуществляется их запись на гибкий или жесткий магнитный диск.
Шестой этап - тестирование и отладка программы. На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью ЭВМ, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше временит и сил, чем написание первоначального текста программы..
Отладка программы - сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на контрольных примерах. исполнение отлаженной программы и анализ результатов
Язык программирования Паскаль Язык Паскаль является языком программирования высокого уровня. Начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1970 г., играет особую роль и в практическом программировании. Текст Паскаль-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит языка.
Основные средства языка Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов. Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает : все латинские прописные и строчные буквы арабские цифры (0 – 9) символы + - * / =,. ; : _ ( ) { } и др. служебные ( зарезервированные ) слова
Арифметические операции операция *умножение /деление divЦелочисленное деление (15 div 2=7) modОстаток от деления (15 mod 2=1) -вычитание +сложение
Основные стандартные функции, определенные в Паскале:
Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными ( это английские мнемонические сокращения ). Служебные слова делятся на три группы : операторы (READ, WRITELN и др.) имена функций (SIN, COS и др.) ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.) Основные средства языка
Структура программы 1. Заголовок программы 2. Раздел описаний 3. Тело программы Любая программа на Паскале имеет определенную структуру :
Структура программы PROGRAM имя; Const; - раздел констант; Var; - разделпеременных; BEGIN оператор 1; оператор 2; ….. оператор n; Readln END.
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода - вывода. Операторы ввода - вывода
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ. Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные. Имеет вид : READ( а,b,...) READLN( а,b,..,), где а,b,... – имена вводимых переменных READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER. Оператор ввода READ
Оператор вывода WRITE Для вывода информации на экран используется оператор WRITE. Имеет вид : WRITE( а,b,...) WRITELN( а,b,..), где а,b,... – список выводимых констант, переменных, выражений.
Оператор вывода WRITE 1. WRITE(2*2) – выводит на экран : 4 2.WRITE(2*2=) - выводит на экран : 2*2= 3. WRITE(2*2=, 2*2) - выводит на экран : 2*2=4 4. write (x : 7 : 2, y : 7 : 2); где 7 – количество позиций под все число, а 2 – количество позиций после запятой
2. Оператор вывода WRITELN (список переменных) – тоже что и write, но с переводом курсора на новую строку после вывода последней переменной; WRITELN – вывод пустой строки;
В языке Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов данных: 1) Целые типы 2) Вещественный тип 3) Перечисляемый тип 4) Тип-диапазон 5) Символьный тип 6) Логический тип
Линейный алгоритм Program tr; var a, b, c, p, s : real; Begin writeln( Введите длины сторон треугольника ); readln(a,b,c); p := (a + b + c)/2; s := sqrt(p*(p - a)*(p - b)*(p - c)); writeln(Площадь треугольника =, s:5:2); end.
Вычислить произведение двух целых чисел : Program p1; Var a,b,с: integer; { Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные } Begin WriteLn('Введите два целых числа через пробел'); ReadLn(a,b); с:=a*b; WriteLn('Их произведение равно: ', с); ReadLn End. Русская раскладка клавиатуры – правый CTRL+SHIFT Английская раскладка клавиатуры – левый CTRL+SHIFT