Образовательная технология «Портфолио » кафедра ООТ МИОО
ПортфолиоПортфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Педагогическая идея портфолио предполагает: смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
самоконтроль, саморегуляция, экспертиза собственной деятельности, самокоррекция. Смысл самооценки
разработка четких эталонов оценивания; создание необходимого психологического настроя; обеспечение ситуации самостоятельного сопоставления собственных результатов с эталонами; составление собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов. Процедура самооценки
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио: портфолио документов; портфолио достижений (работ); рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Свидетельство Грамота Диплом Удостоверение Выписка из зачетной книжки Вкладыш в аттестат др. Возможность количественной и качественной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, полного разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения
Портфолио достижений (работ) Собрание творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений учебной и творческой активности. Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Тексты Творческие работы Электронные документы Видеозаписи Модели Проекты др. Качественная оценка по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов. Качественная оценка не может войти ни в стандартную схему количественного оценивания, ни в образовательный рейтинг в качестве суммарной составляющей.
Рефлексивный портфолио письменный анализ личного отношения автора к своей деятельности и ее результатам, отзывы других людей Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Эссе; Р езюме; Текст ы заключений; Р ецензи и; Отзывы; Ре комендательны е пис ь м а; др. Возможность включить механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. Сложность формализации и учета собранной информации.
Обязательные элементы Титульный лист. Сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения). Содержание портфолио с перечислением его основных элементов. Самоанализ и прогноз (или план) на будущее.
Портфолио как конструктор
Этапы работы выбор технологии планирование организация сбор материалов представление рефлексия коррекция цели; особенности темы; сроки исполнения; формы представления: –наглядность; –системность; рефлексивность Нужно учитывать:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку; содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения; создавать предпосылки и возможности для успешной социализации учащихся.
Портфолио в представлении результатов обучения возможные + сокращает сроки работы; личностно- ориентирован; допускает вариативность артефактов; позволяет представить разные подходы; др. возможные - недостаточная проработка данных; требует индивидуального подхода; с трудом поддается стандартизации; отсутствие стройности и целостности; др.
Почему была выбрана технология «Портфолио»? Почему была выбрана технология «Портфолио»? Приведите собственные варианты ответа.