1 Планируемые результаты общего образования как цели и их оценка Т. С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
2 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644)
3 3
Инновационность структуры стандартов 4 Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ 5
Назначение Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные) 6
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов 7
8 Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1.Пояснительная записка 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.Учебный план начального общего образования; 4.Программа формирования универсальных учебный действий у обучающихся на ступени начального общего образования 5.Программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.Программа коррекционной работы; 9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программ начального общего образования.
9 Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы: 1. Целевой раздел содержит 1. Целевой раздел содержит: пояснительную записку; пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы: 2. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы программу коррекционной работы 10
11 Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы: 3. Организационный раздел 3. Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
12
13
14 Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:личностное,профессиональное,жизненное Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц 14
15 Объект оценки Предмет оценки Процедуры оценки сформированность личностных универсальных учебных действий эффективность деятельности системы образования, ОУ внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации Оценка личностных результатов
16 Объект оценки Предмет оценки Процедуры оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий уровень сформированности универсального учебного действия внутренняя накопленная оценка а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка Оценка метапредметных результатов
17 Объект оценки Предмет оценки Процедур ы оценки сформированность учебных действий с предметным содержанием способность к решению учебно- познавательных и учебно-практи- ческих задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка в) процедуры внешней оценки Оценка предметных результатов
18 Универсальные учебные действия Личностные Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические Коммуникативные Коммуникативные
19 Основные направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
20 Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.р.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
21 Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням: Второй уровень результатов Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
22 Особенности предлагаемой системы оценки: комплексный подход к оценке результатов комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); содержательной и критериальной базы оценки использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценку оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценку динамики оценку динамики образовательных достижений учащихся; внешней и внутренней оценки сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
23 Особенности предлагаемой системы оценки: персонифицированных процедур неперсонифицированных процедур использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; накопительной системы оценивания (портфолио), использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; стандартизированными письменными или устными работамипроекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; контекстной информации использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.