Н.С.Лесков «Очарованный странник»
В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу: По-вашему, небось, все надо хороших писать, [якобы говорит Писемский], а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.Это у вас болезнь зрения.Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, думал я, неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны, все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».
Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых несть граду стояния. Н.С.Лесков
В.М.Васнецов «Богатыри»
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года: Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: Была мысль написать о путешествующем по России человеке.
Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков. Очарованный странник – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать.
… Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя. Н.Лесков Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель, т.е. кто он, очарованный странник?
«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых падений, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными праведниками грехов своих не есть только присказка и не есть уничижение паче гордости, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, братскому в грехе». В.Розанов (русский философ)
Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина: Крепостной форейтор. Побег. В разбойниках и «няньках». Поединок. Плен. Возвращение на родину. Конэсер. Любовь. Под чужим именем. Монастырь. Прозрение.
Образ Ивана Флягина
Характерные черты: Бездумность Слепой азарт Сила молодости Смелость Наивность Смекалка Доброта Любовь живучесть Духовный рост Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) Пробуждение духа Осознание грехов Проповедь Николая Чудотворца и Христа Борение плоти и духа праведность
Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? Очарованная душа природаживность Привязанность к маленькой девочке Чужие нравы и обычаи музыкалошади Красота женщины Тишина приобщения к Богу
Сама речь героя в его рассказе становится в лесковском сказе выражением еще одного его очарования восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».