Личные окончания глаголов Булычева Я.С.
1.Повторим пройденный материал -Какие типы речи вы знаете? -Какие стили речи вы знаете? -Что такое текст? -Назовите признаки текста. -Что такое тема текста? -Какими бывают темы?
2. Прочитайте предложения и выпишите то, в котором глагол употреблен в неопределенной форме. Хотят в росе понежит…ся поля А.Фет Тройка мчит…ся лихо, Колокольчик звонок. Н. Огарев
3. Прочитайте текст, какова его тема? Озаглавьте, спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 4.К какому типу речи относится данный текст? К какому стилю речи? Ж..вет (в)лесу птичка – завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хочет..ся себя показать. Сядет на самую верхушку ели и поет. Г..л..сок громкий, звонкий. И горлышко топорщит..ся, клювик открывает..ся,..зычок в клювике дрожит.
5. Выпишите из текста глаголы, обозначьте графически безударные окончания. Проверьте: Живет, показать, сядет, поёт, топорщит ся, открывает ся, дрожит. ит ет Определить спряжение глагола можно по личному окончанию, если окончание ударное.
6. Рассмотрите таблицу личных окончаний: I спряжение II спряжение Ед. числоМн. число Ед. числоМн. число 1 – е лицо -у (-ю)-ем-у (-ю)-им 1 – е лицо -ешь-ете (-ёте) -ишь-ите 1 – е лицо -ет-ут (-ют) -ит-ат (-ят)
7. Проспрягайте письменно глаголы: 1 вариант – «пишу», «лаю» 2 вариант – «гоню», «пилю».Выделите личные окончания глаголов. Пользуйтесь таблицей учебника на странице 36.
7. Проверим:
На основании чего глаголы распределяются по спряжениям? Какие глаголы относятся к 1-му спряжению? Ко 2-му? 8. Выберите из словосочетаний глаголы с ударным окончанием, запишите их в 2 столбика (I и II спряжение) Плывут по реке, тихо шуршит, поют весною, ведут пересчет, шумит по камушкам, звенят в небе, сошьют форму, выезжают стремительно.
I спряжение II спряжение Плывут Поют Ведут Сошьют Шуршит Шумит звенят 8. Проверим:
9. Домашнее задание: параграф 19 (таблица), упр. 83.