Личность ребенка и урок … Отказавшись от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащая ученика способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, педагог преобразует ученика из объекта воздействия в субъект интеллектуального труда и навсегда расстается с такими старыми проблемами, как дисциплина урока, невыполнение заданий, неуважительное отношение к учителю, недобросовестность и безответственность. Н.Е. Щуркова,
Результаты опроса педагогов (2005 год) 95% учителей утверждает, что «урок играет роль элемента воспитания…» Но: только для 45% из них – «урок оказывает реальное воспитательное влияние» 37% опрошенных отмечает, что «для них главное «усвоение учебного материала» Для 31% педагогов главное – «отношение детей к учению»
Профессиональные позиции учителей «нормативная» «информативная» «административно-приказная»
Мировоззренческая позиция Урок – это действительно целая жизнь, проживание и осмысление её происходит прямо «здесь и сейчас»
Понятие личности Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих
Структура личности: Способности; Темперамент; Характер; Волевые качества; Эмоции; Мотивация; Социальные установки
Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности
Темперамент индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека
Мотивационная сфера ребенка Мотивы могут быть: Общие и конкретные; Связанные с процессом деятельности; Связанные с результатом деятельности; Внешние и внутренние
Эмоциональная сфера подростка характеризуется: Яркостью восприятия; Непосредственностью и откровенностью; Большой эмоциональной неустойчивостью; Склонностью к аффектам
Волевая сфера Воля – это сознательное управление человеком своими действиями и поступками. Характеризуется: - интенсивностью; - длительностью; - направленностью Сила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства человека Волевые качества упорство самообладание
Самосознание – осознание себя как личности В процессе самосознания в человеке появляется определенное отношение к себе (эмоциональный компонент), который в сочетании с знаниями о себе (содержательный компонент) образует самооценку познание себя ( чего я стою ) С/О прогностическая ( что я могу ) регулятивная ( как я должен себя вести )
«Подняться над собственным мышлением…» Конструирование суждений по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация»; Понимание, создание и восприятие дефиниции (определения) любого предмета или явления через выделение существенного признака; При классификации совокупности предметов обязательное предварительное выделение единого основания для разделения предметов на группы; Определение поля рассмотрения темы в системе пяти вопросов «что?», «почему?», «где?», когда?», «как?»; Крупные блоки устного или письменного изложения вопроса выстраиваются согласно заявленной теме при условии «обратной последовательности» слов в названии работы
Очень важно: Чтобы после объявления темы урока была представлена его цель и произошло осмысление этой цели; Чтобы были актуализированы представления учащихся об изучаемом «предмете»; Чтобы четко был обозначен объем предстоящей работы и наглядное оформление приобретаемых умений; Чтобы вырисовывались перспективы жизни, как социальной так и личной; Чтобы гарантированным был результат деятельности ребенка и в разной мере – успех каждого ребенка; Чтобы «здесь и сейчас» без страха быть осмеянным проживалось и свободно высказывалось отношение к изучаемому; Чтобы все участники урока видели Человека в каждом присутствующем и выстраивали отношение к его душе уважительно, нежно и осторожно, вне зависимости от учебных успехов должности родителей, одежды и даже социальной роли в группе; Определение поля рассмотрения вопросов в системе пяти вопросов «что?», «почему?», «где?», «когда?», «как?».