Личностные универсальные учебные действия
Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая ориентация
Критерии сформированности внутренней позиции школьника: Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; Проявление особого интереса к новому; Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; Положительное отношение к школьной дисциплине; Предпочтение социального способа оценки своих знаний;
Уровни сформированности внутренней позиции школьника(на 7 году жизни): Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу; Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно – учебной действительности(сохранение дошкольной ориентации); Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика» Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Определение «Я – концепции» Порождение системы смыслов, находящих отражение в отношении ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, к себе и социальному миру Условия: Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; Формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения 4 Организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Гражданская идентичность- осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе
Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми
Структурные компоненты самосознания
Нарушения развития самооценки Симптомы Пути коррекции Заниженная самооценка Тревожность, неуверенность в своих силах и возможностях, отказ от трудных заданий, феномен «выученной беспомощности» Адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка; адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели. Завышенная самооценка Доминирование, демонстративность. Неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха Спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность поддержка
Нравственно – этическая ориентация Мораль – специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности. Моральное развитие – это моральное сознание, моральное поведение, единицей которого является моральный поступок
определение Ценностные эквиваленты Норма справедливого распределения Наличие имущественных отношений между субъектами ситуаций Щедрость, бескорыстие, доброта(не жадничать). Норма взаимопомощи Сопереживание одного человека трудностям другого Милосердие, сострадание и забота. Норма правдивости Способность ребенка к децентрации – наличие лжи или обмана Честность, искренность, верность своему слову
Критерии сформированности нравственно – этической ориентации: Структура ценностного сознания; Уровень развития морального сознания; Присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; Полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности: Чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно – преобразующей деятельности человека: Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; 3. Развитие Я – концепции и самооценки личности: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
смыслообразование 1. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: Развития познавательных интересов, учебных мотивов; Формирования мотивов достижения и социального признания; Мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно – этическая ориентация: Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов. Развитие толерантности; Ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения 4 Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); Выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; Формирование моральной самооценки; Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем. кто в ней нуждается; Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости; Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!