Основным художественным направлением второй половины XIX в. Стал критический реализм
Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество М.Е. Салтыкова- Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях: Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск
Произведения Ф.М. Достоевского раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности, в таких произведениях как:
Ко второй половине XIXв. относится расцвет творчество Л.Н. Толстого. Его гениальные романы, повести рассказы, драматические произведения раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям.
С конца 70-х гг. начинивается литературная деятельность А.П. Чехова. Чеховские герои – мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты. Чехов стремился показать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя.
Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. Одним из первых свое ведением такого героя предложил И.С. Тургенев. В 1860 вышел в свет его роман «Накануне». Художественным исследованиям «нового времени» Тургенев продолжил в книге «Отцы и дети». Вместе с Базаровым писатель с тревогой наблюдает за тем, как разрушение старого общества становится для подобных людей самоцелью.
Наиболее тревожно эта тема прозвучала со страниц романа Ф.М. Достоевского «Бесы»
Одним из последовательных сторонников критического реализма, которого разночинная молодёжь считала своим идейным вождём, был Н.А. Некрасов. Его тема была «народная жизнь, её беспросветность и горесть». В то же время в его произведениях, четко просматривается идея народного бунта против угнетателей.