«Гражданская война и интервенция». выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины и начало гражданской войны История России. 9 класс Учитель истории ГОУ 133 с углубленным изучением французского языка Райкова Светлана.
Advertisements

Гражданская война и иностранная военная интервенция гг. Гражданская война-война между гражданами одного государства по поводу власти.
Все рядом лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был – красный стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал Смерть.
Гражданская война в России гг. Учитель истории: Прошина В.И. МОУ гимназия г.
Гражданская война В России ( гг) 1 Цели урока: 1)Систематизировать материал по теме; 2) В результате исследования источников сформировать представление.
Гражданская война И Иностранная интервенция. М.И.Цветаева Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был – Красным.
Тема урока Гражданская война глазами «белых» и «красных»
Гражданская война. Причины гражданской войны Насильственное смещение Временного правительства Отказ большевиков от идеи однородного социалистического.
И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас - тот против нас, Нет безразличных, Правда с нами»
Гражданская война в России( ) 1.Основные этапы гражданской войны. 2.Кризис политики военного коммунизма.
И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!» А я стою один меж них В ревущем.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА Составитель – учитель истории Румянцева Ирина Юрьевна МБОУ Видновская СОШ 7.
Гражданская война в России Материалы к тематической лекции по истории в 9 классе.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ гг.. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА –вооруженная борьба за государственную власть различных социальных групп внутри государства.
Гражданская война2 –вариантБрестский мир был аннулирован в.
Начало гражданской войны в России 9 класс. История.
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
1. Каковы достижения красных (большевиков) к концу 1920 – началу 1921 года? 2. О чём свидетельствуют выступления против власти большевиков в эти годы?
Становление большевистской диктатуры и Гражданская война в России.
Презентация к уроку истории России 9 класс.. Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле. В.
Транксрипт:

«Гражданская война и интервенция»

выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма. ЗАДАЧА УРОКА

Гражданская война – это … Академик Ю.А.Поляков: «Вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия», которая первоначально имела локальный, а затем приобрела общенациональный масштаб.

Особенности гражданской войны 1.Тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией 2.Не имеет четких границ – ни временных,ни пространственных ; 3.Нет четких линий фронта 4.Жестокие формы борьбы; 5.Использование цветов для обозначения противоборствующих сил 6.На первый план выходят классовые интересы 7. Главный принцип – «КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС»

Интервенция- вооруженное вмешательство стран во внутренние дела какой- либо страны.

ПРИЧИНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ Разделаться с Советской властью Боялись социалистического влияния Защищали свою собственность

ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ *Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы *Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях Первой мировой войны *Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы

Задание. В предложенном перечне укажите причины Гражданской войны 1) Изменение характера политической власти в стране. 2) Введение всеобщей воинской повинности 3) Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма 4) Отмена выкупных платежей 5) Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов) 6) Заключение Брестского мира. 7) Экономическая политика советской власти в деревне (установление продовольственной диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.) 8) Созыв Учредительного собрания.

Определите основные причины гражданской войны? Политические: Социально-экономические: Изменение характера политической власти в стране. Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма. Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов) Заключение Брестского мира. Экономическая политика советской власти в деревне. (фактическая отмена Декрета о земле, установление продовольственной диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.)

Периодизация Гражданской войны (по признакам «главного противника советской власти»): 1эт. – Подготовительный (с ноября 1917 по март 1918гг.) – зарождение «белого движения» на Юге России – создание Добровольческой армии на Дону (генералы Корнилов, Алексеев, Деникин, атаман Каледин). 2 эт. - Социалистический (с марта 1918 по ноябрь1918гг.) – восстание Чехословацкого корпуса и начало интервенции Германии и стран Антанты в Советскую Россию., формирование эсеровско – меньшевистских правительств в Сибири, на Севере, на юге России, Советская республика в кольце фронтов. 3 эт. - Военные диктатуры (с ноября 1918 – март 1920 гг.) – установление военных диктатур, консолидация всех сил Советской республики – «Все на борьбу…», политика «Военного коммунизма». Разгром Колчака, Юденича, Миллера и Деникина. 4 эт. - Попытка «экспорта революции» (март- ноябрь1920 г.) – Советско – польская война 1920 года. 5 эт. – Крестьянский (декабрь 1920 – октябрь 1922гг.) – «малая гражданская война» внутри России и движение зеленых, Кронштадское восстание в марте 1921года, изгнание интервентов.

п/пЭтапОбщая характеристика I.I. Октябрь 1917 г. – весна 1918 г. период «мягкой Гражданской войны». Военные действия имели локальный характер Весна – лето 1918 г. перерастание политической борьбы в форму открытого военного противостояния между большевиками и их противниками. Выступление Чехословацкого корпуса. II. Лето – осень 1918 г. период эскалации войны, вызванный введением продовольственной диктатуры, организацией комбедов и разжиганием классовой борьбы в деревне. Декабрь 1918 г. – июнь 1919 г. период противоборства регулярных красных и белых армий. Белое движение добилось наибольших успехов в вооруженной борьбе с советской властью. Вторая половина 1919 г. – осень 1920 г. период военного поражения белых армий III. конец 1920 – 1922 г. период «малой Гражданской войны»: массовые крестьянские восстания против экономической политики большевиков, рост недовольства рабочих, выступление кронштадтских матросов. Введение НЭПа. Завершение вооруженной борьбы в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

ЗАДАНИЕ Население разделилось на два лагеря КРАСНЫЕБЕЛЫЕ Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей Для всего населения России встал вопрос: Чью сторону принять?. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором.

БЕЛЫЕКРАСНЫЕ ДворянеРабочие БуржуазияИнтеллигенция ДуховенствоБедняки КазачествоСередняки Интеллигенция Кулаки «…ПРОПАСТЬ ПРОЛЕГЛА ОТ ПРАВОГО ДО ЛЕВОГО КРЫЛА…» М. Цветаева

вопросы«БЕЛЫЕ»«КРАСНЫЕ»«ЗЕЛЕНЫЕ» Дата создания Конец 1917года Январь 1918 Личности Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич,Врангель Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров Махно Вооруженные силы Добровольческая армияКрасная армия «Революционная повстанческая армия Украины» Социальная основа Офицеры, юнкера, казаки, интеллигенция Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои Крестьяне, Дезертиры из Красной и Белой армий Политическая основа Кадеты, правые эсеры, Монархисты, меньшевики большевикиНационалисты, анархисты СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ Попробуйте сравнить военные силы противоборствующих сторон

Опережающее задание РАБОТА В ГРУППАХ 1 этап НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 2 этап БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КОНЦЕ 1918г – начале 1919г 3 этап РЕШАЮЩИЕ СРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 4 этап «СОВЕТСКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА» ЗАВЕРШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНТЕРВЕНЦИИ

«Красные» «Белые» ДеятельностьЗначениеДеятельностьЗначение Январь. – декрет об организации РККА, июнь. – мобилизация военных специалистов Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов Создание Добровольческой армии на юге Не было сплоченности и единства действий Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь» Поддержка со стороны интервентов Подрывало авторитет Белого движения Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор» Парализация, запугивание политических противников «Белый террор» Запугивание противников, народных масс Массовая пропаганда среди населения Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества Идеология «непредрешенчества» лозунг «единой и неделимой России» Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы Политика «военного коммунизма» Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства Отмена «Декрета о земле»Отталкивание крестьянства от «белого движения» Анализ деятельности противоборствующих сторон

Обобщение. « Веllum omnia contra omnes» («Война всех против всех») «… Гражданская война есть ни с чем несравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…» (Борис Васильев) Итоги Гражданской войны: Причины поражения белых: В белом движении многим нравилась национальная идея – «единой и неделимой» России, а также то, что население считало их приверженцами старых порядков, монархии, и помещичьего землевладения. Белое движение было разобщено, у него не было единого авторитетного лидера. Причины победы красных: Большевики смогли простыми и понятными лозунгами увлечь массы людей идеей новой жизни, отказом от старого мира. Наличие жесткой дисциплины и централизованного государственного руководства экономикой, помноженной на классовый террор по отношению к несогласным Последовательная и осмысленная экономическая и социальная политика большевиков

Закрепление. Была ли победа большевиков по – настоящему победой? Закончилась ли эта война? Победа большевиков, могла стать окончательной в двух случаях: Если бы враждующие стороны подписали между собой мир (ведь разгром армии противника – еще не победа) Это полное физическое уничтожение своего противника Вывод: Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны стал человек. Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Все рядом лежат Не развесть межой. Поглядеть: солдат Где свой, где чужой? Белый былкрасным стал: Кровь обагрила. Красным былбелым стал Смерть побелила. /М. Цветаева/

Массовый террор во время Гражданской войны: а) применяли красные б) применяли белые в) использовали оба военно-политических лагеря

Совместите название противоборствующих сил и их цели в борьбе: а) лагерь красных 1) уничтожение советской власти б) лагерь белых 2) сохранение и укрепление советского государства в) лагерь интервентов 3) политическое и экономическое ослабление России

Каковы главные причины гражданской войны в России? а) захват власти большевиками б) политика национализации, проводимая большевиками в) разгон большевиками Учредительного собрания г) роспуск Государственной думы А Б В

Составьте пары: руководитель белого движения и место, где существовал его режим а) А.В.Колчак 1) Юг России б) А.И.Деникин 2) Крым в) Н.Н.Юденич 3) Сибирь г) П.Н.Врангель 4) Северо-Запад России А3 Б1 В4 Г2

Какая из оценок гражданской войны наиболее верна? а) это столкновение нескольких сил: красных, белых и «зеленых» (крестьянское движение) б) это трагедия народа; в) это героическая страница истории?

Ответьте на вопросы. а) Как Я работал: глубоки знания – 9-10 баллов; частично усвоил материал – 7-8 баллов; мало что понял – 4-5 баллов ? б) Как МЫ работали: четко, согласовано – 9-10 балов; нарушали ритм – 7-8 баллов; неорганизованно – 4-5 балл? в) ДЕЛО: тема изучена глубоко – 9-10 баллов; тема изучена частично – 7-8 баллов; затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?