Метапредметность.
Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем- либо, переход к чему-либо другому, Метадеятельность Мыследеятельность Метапредметы Метазнания Метаумения (метаспособы)
Метадеятельность Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование…
Методики, технологии, подходы Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение;
Мыследеятельность Пространство идей, сущностей, абстракций, чистого разума Пространство текстов, знаков, схем Пространство предметно-практической деятельности
Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике. "Знак": Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале. "Знание": Метапредмет "Знание": способность работать с понятиями как особой формой знания. Работа с ключевыми научными понятиями. Универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
"Проблема Метапредмет "Проблема": образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. «Задача»: Метапредмет «Задача»: осмысление устройства процесса решения задач. Технологии реализации метапредметности.
Уровни интеграции Внутрипредметные связи Межпредметные связи Всеобщие связи Интеграция - связанность отдельных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Уровни интеграции Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов.
Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике. "Знак": Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале.
Метазнания Знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании. Примерами мета-знаний являются: * Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); * Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); * Эвристические приемы, Эвристические методы и т.п.
Технологии формирования метазнания Логико-смысловых моделей Ментальных карт Фишбон и др. графические модели знания Все приемы сворачивания информации: (конспект, таблица, схема) Методы эвристики Школа М.Щетинина Составляем модель статьи о противоречиях в математике, смотрим карту знаний
Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Метаумения Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Технологии Развивающего обучения Критического мышления Технологический компонент личностно- ориентированного урока Общеучебные умения и навыки